Баннер мобильный (3) Пройти тест

Кто такой RnD-инженер и чем он занимается в IT

Разбираем работу RnD на примере NLP-модели

Обзор профессии

28 октября 2024

Поделиться

Скопировано
Кто такой RnD-инженер и чем он занимается в IT

Содержание

    RnD — новое направление в бизнесе. Это исследование и разработка продуктов, услуг и технологий. Специалисты по RnD работают в самых разных нишах: промышленности, медицине, экономике.

    Вместе с Владимиром Воробьевым, аналитиком Сбера, разбираемся на конкретном примере, зачем нужен RnD в IT-сфере.

    Что такое RnD

    На английском RnD расшифровывается как Research and Development. Это структура внутри компании или отдельные специалисты, которые ищут идеи, выдвигают гипотезы, разрабатывают новые продукты или улучшают существующие.

    Главное отличие RnD от обычной разработки в том, что нет гарантии результата. Специалисты проверяют разные гипотезы, а успешные кейсы передают дальше в команду разработки.

    RnD-специалист нужен при разработке IT-продуктов, для которых инновация — это главное конкурентное преимущество. Например, LLM — большие языковые модели на основе нейронной сети, которые способны решать множество прикладных задач. Однако в узких сферах, таких как медицина или право, качество ответа критически важно. Сейчас LLM умеют работать лишь с легкими случаями, в то время как для создания инновационного IT-решения в таких областях нужно вывести их на новый уровень. Тут и начинается работа RnD-специалиста.

    Владимир Воробьев,
    аналитик Сбера

    Этапы работы RnD в IT

    Предположим, продуктовая команда решила создать систему поддержки принятия врачебных решений на основе LLM. Это инструмент, который помогает медикам быстро проанализировать состояние пациента и поставить правильный диагноз. При базовой проверке выяснилось, что клинические специалисты недовольны качеством продукта, поэтому дальше этим вопросом и будет заниматься отдел RnD. 

    Работу специалистов можно разделить на четыре этапа:

    1. Анализ информации. Прежде всего RnD-специалист соберет и проанализирует все исходные данные: бизнес-требования, имеющиеся датасеты и обратную связь от клинических специалистов. Это поможет составить целостную картину и обнаружить возможные проблемы.
    2. Сбор дополнительной информации. Затем RnD изучит научную литературу по разработкам в области ИИ в медицине и NLP-технологий. Специалист не обязан знать все, но должен уметь быстро искать нужную информацию.
    3. Выдвижение и тестирование гипотез. На этом этапе RnD формулирует, как можно решить конкретную задачу, и организует подготовку датасета для проверки гипотез. 

    В некоторых командах RnD-специалист самостоятельно создает MVP (minimum viable product). Это позволяет проверить гипотезу, не привлекая команду разработки, и вовремя отказаться от неудачной идеи.

    1. Передача решений в продуктовую команду. Если инженер сможет обосновать на тестовых данных, что его гипотеза сработала, и это подтвердят клинические специалисты, то проект можно передавать в продуктовую команду. Там разработчики займутся кодом, а дизайнеры создадут для сервиса красивый и удобный интерфейс.

    При подготовке гипотез RnD взаимодействует с бизнес-отделом и профильными специалистами. Не обязательно быть и врачом, и NLP-инженером, чтобы заниматься RnD в медицине, но важно получать от врачей обратную связь и задавать им вопросы. Готовые решения RnD передает, например, в команду бэкенда, для внедрения в продукт.

    Владимир Воробьев,
    аналитик Сбера

    Вместе с продуктом RnD готовит техническую документацию:

    • техдолг — список проблем в программном коде, которые нужно устранить, иначе они потребуют дополнительных затрат и ресурсов в будущем;
    • текущую и целевую архитектуру — то, как реализован проект сейчас и как он должен выглядеть в будущем;
    • ADR (Architecture Decision Records) — это документ, который описывает, как и почему были приняты определенные архитектурные решения в процессе разработки проекта. Это позволит разработчикам избежать повторения ошибок, через которые уже прошла команда RnD;
    • CJM (Customer Journey Map) — это визуальная карта, на которой детально описаны все взаимодействия клиента с компанией, от первого контакта до завершения процесса или покупки;
    • продуктовый бэклог список идей, функций и улучшений, которые планируется реализовать в продукте. Он включает в себя уникальные предложения, которые могут выделить сервис на фоне конкурентов.
    Система поддержки принятия врачебных решений
    Как работает система поддержки принятия врачебных решений. Источник

    Как оценить эффективность RnD-команды

    Не каждый проект RnD доходит до команды разработки, некоторые так и остаются просто гипотезами. Поэтому для оценки работы RnD используются следующие метрики: 

    • количество задач в работе;
    • количество проектов, которые не дошли до продакшена;
    • количество проектов, которые дошли до этапа разработки;
    • средняя стоимость успешного кейса;
    • стоимость всего RnD;
    • длительность RnD-цикла.

    Метрики собирают несколько раз в год. Они помогают вычислить, насколько эффективно работает команда RnD. Для enterprise-компаний хорошим результатом считается успех каждого третьего продукта, в стартапах этот показатель может быть и один из ста.

    Несмотря на то что все гипотезы, формируемые RnD-инженером, научно обоснованы, они могут не оправдать ожиданий. Точное количество неудачных гипотез индивидуально и зависит от проекта. Даже удачная реализация гипотезы может дать разный результат. Иногда это улучшает качество продукта на 5%, иногда на 10%. Какие-то гипотезы помогают ускорить сервис или уменьшить количество багов.

    Владимир Воробьев,
    аналитик Сбера

    Как стать RnD-инженером

    В RnD-команде могут быть специалисты разных профилей: маркетологи, аналитики, разработчики и т. д. Все зависит от сферы бизнеса. Для любого RnD важно обладать следующими качествами:

    • аналитический склад ума и умение работать с большими объемами информации;
    • креативность, желание искать новые нестандартные идеи; 
    • усидчивость, потому что работа RnD часто связана с трудными задачами, которые нельзя решить быстро по готовой инструкции или чек-листу;
    • коммуникабельность, чтобы легко передавать знания команде.
    Пример обязанностей RnD-специалиста
    Пример обязанностей RnD-специалиста в IT. Источник
    Зарплата RnD-специалиста
    Зарплата RnD
    Сотрудника RnD-центра могут получать от 250 тысяч рублей 

    Высшее образование в области компьютерных наук поможет тем, кто хочет стать RnD-специалистом в IT-проекте. Однако также необходимо развивать и soft skills: гибкость, креативность и умение объяснять сложные технические идеи простым языком. В процессе работы RnD часто приходится обосновывать свою точку зрения людям, которые не разбираются в IT. Еще важно не бояться неудач и быстро находить новые пути решения, когда что-то идет не так.

    Владимир Воробьев,
    аналитик Сбера

    Главное о работе RnD

    • Направление RnD существует во многих областях бизнеса. В IT это способ создания инноваций.
    • RnD-специалист — это человек, который создает передовые технологии. Он собирает данные, формулирует гипотезы и создает тестовый продукт. 
    • Успешные кейсы RnD передает в команду разработки вместе с техническими документами.
    • RnD работает без гарантии результата, поэтому часть проектов так и остаются лишь гипотезами.
    • Чтобы стать RnD-специалистом в IT, потребуется высшее образование в области компьютерных наук. Также большим плюсом будут мягкие навыки: умение обрабатывать большие объемы информации и работать в команде.
    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии