RnD — новое направление в бизнесе. Это исследование и разработка продуктов, услуг и технологий. Специалисты по RnD работают в самых разных нишах: промышленности, медицине, экономике.
Вместе с Владимиром Воробьевым, аналитиком Сбера, разбираемся на конкретном примере, зачем нужен RnD в IT-сфере.
Что такое RnD
На английском RnD расшифровывается как Research and Development. Это структура внутри компании или отдельные специалисты, которые ищут идеи, выдвигают гипотезы, разрабатывают новые продукты или улучшают существующие.
Главное отличие RnD от обычной разработки в том, что нет гарантии результата. Специалисты проверяют разные гипотезы, а успешные кейсы передают дальше в команду разработки.
Этапы работы RnD в IT
Предположим, продуктовая команда решила создать систему поддержки принятия врачебных решений на основе LLM. Это инструмент, который помогает медикам быстро проанализировать состояние пациента и поставить правильный диагноз. При базовой проверке выяснилось, что клинические специалисты недовольны качеством продукта, поэтому дальше этим вопросом и будет заниматься отдел RnD.
Работу специалистов можно разделить на четыре этапа:
- Анализ информации. Прежде всего RnD-специалист соберет и проанализирует все исходные данные: бизнес-требования, имеющиеся датасеты и обратную связь от клинических специалистов. Это поможет составить целостную картину и обнаружить возможные проблемы.
- Сбор дополнительной информации. Затем RnD изучит научную литературу по разработкам в области ИИ в медицине и NLP-технологий. Специалист не обязан знать все, но должен уметь быстро искать нужную информацию.
- Выдвижение и тестирование гипотез. На этом этапе RnD формулирует, как можно решить конкретную задачу, и организует подготовку датасета для проверки гипотез.
В некоторых командах RnD-специалист самостоятельно создает MVP (minimum viable product). Это позволяет проверить гипотезу, не привлекая команду разработки, и вовремя отказаться от неудачной идеи.
- Передача решений в продуктовую команду. Если инженер сможет обосновать на тестовых данных, что его гипотеза сработала, и это подтвердят клинические специалисты, то проект можно передавать в продуктовую команду. Там разработчики займутся кодом, а дизайнеры создадут для сервиса красивый и удобный интерфейс.
Вместе с продуктом RnD готовит техническую документацию:
- техдолг — список проблем в программном коде, которые нужно устранить, иначе они потребуют дополнительных затрат и ресурсов в будущем;
- текущую и целевую архитектуру — то, как реализован проект сейчас и как он должен выглядеть в будущем;
- ADR (Architecture Decision Records) — это документ, который описывает, как и почему были приняты определенные архитектурные решения в процессе разработки проекта. Это позволит разработчикам избежать повторения ошибок, через которые уже прошла команда RnD;
- CJM (Customer Journey Map) — это визуальная карта, на которой детально описаны все взаимодействия клиента с компанией, от первого контакта до завершения процесса или покупки;
- продуктовый бэклог — список идей, функций и улучшений, которые планируется реализовать в продукте. Он включает в себя уникальные предложения, которые могут выделить сервис на фоне конкурентов.
Как оценить эффективность RnD-команды
Не каждый проект RnD доходит до команды разработки, некоторые так и остаются просто гипотезами. Поэтому для оценки работы RnD используются следующие метрики:
- количество задач в работе;
- количество проектов, которые не дошли до продакшена;
- количество проектов, которые дошли до этапа разработки;
- средняя стоимость успешного кейса;
- стоимость всего RnD;
- длительность RnD-цикла.
Метрики собирают несколько раз в год. Они помогают вычислить, насколько эффективно работает команда RnD. Для enterprise-компаний хорошим результатом считается успех каждого третьего продукта, в стартапах этот показатель может быть и один из ста.
Как стать RnD-инженером
В RnD-команде могут быть специалисты разных профилей: маркетологи, аналитики, разработчики и т. д. Все зависит от сферы бизнеса. Для любого RnD важно обладать следующими качествами:
- аналитический склад ума и умение работать с большими объемами информации;
- креативность, желание искать новые нестандартные идеи;
- усидчивость, потому что работа RnD часто связана с трудными задачами, которые нельзя решить быстро по готовой инструкции или чек-листу;
- коммуникабельность, чтобы легко передавать знания команде.
Главное о работе RnD
- Направление RnD существует во многих областях бизнеса. В IT это способ создания инноваций.
- RnD-специалист — это человек, который создает передовые технологии. Он собирает данные, формулирует гипотезы и создает тестовый продукт.
- Успешные кейсы RnD передает в команду разработки вместе с техническими документами.
- RnD работает без гарантии результата, поэтому часть проектов так и остаются лишь гипотезами.
- Чтобы стать RnD-специалистом в IT, потребуется высшее образование в области компьютерных наук. Также большим плюсом будут мягкие навыки: умение обрабатывать большие объемы информации и работать в команде.