Бизнес, который основывает продвижение на данных, становится в разы эффективнее. Рассказываем, что должен уметь востребованный специалист, с какими инструментами он работает и сколько может зарабатывать в Москве и регионах.
Чем занимается маркетолог-аналитик
Маркетолог-аналитик — это специалист, который анализирует и корректирует маркетинговую стратегию на основе данных.
В задачи маркетолога-аналитика входит:
- Настройка системы сбора данных. Маркетолог должен понимать, какие именно данные о пользователях и компании нужны для качественной аналитики и настройки промокампании. Компания DNS столкнулась с проблемой сбора информации для аналитики, но после перенастройки всей системы эффективность рекламы в интернете повысилась на 30%.
- Корректировка стратегии продвижения на основе собранных данных. Из информации о поведении пользователей, статистики продаж, количестве переходов по ссылкам из разных каналов продвижения маркетолог-аналитик делает выводы и вносит изменения в стратегию. Одной из строительных компаний аудит рекламы помог увеличить количество заявок в 4,7 раза.
- Отслеживание показателей. Все изменения в лучшую или худшую сторону фиксируются и выводятся в виде отчетов в реальном времени. Например, компания Pigu Group отслеживала, как инструменты промокампании «Черная пятница» привлекают трафик на сайт. Маркетологи управляли продажами прямо во время акции.
- Составление прогнозов на основе данных. Изменение в поведении покупателей или сезонные факторы, влияющие на продажи, маркетолог-аналитик тоже может спрогнозировать. Например, с помощью таких прогнозов компании предотвращают отток клиентов.
Сколько зарабатывает маркетолог-аналитик
Средняя зарплата маркетолога-аналитика зависит от региона. В Москве по открытым данным из вакансий в марте 2023 года средняя зарплата составляла около 86 000 рублей в месяц, а в регионах — около 65 000 рублей. Самые высокие зарплаты по запросу «маркетолог-аналитик» на hh.ru составляют около 350 000 рублей в месяц.
По данным исследования NewHR, доход специалиста складывается из нескольких факторов:
- Квалификация и опыт работы. На позиции джуниора сотрудники зарабатывают меньше, чем на позиции сеньора.
- Универсальность. Если аналитик владеет инструментами и решает больше бизнес-задач, он может рассчитывать на повышенный доход.
- Личный бренд. Услуги специалиста, который может подтвердить свою экспертность участием в конференциях, семинарах и хакатонах, имеет свой стартап или блог, может обучать других и делиться опытом, будут стоить компании гораздо дороже.
Как стать маркетологом-аналитиком
Вне зависимости от того, какой способ выберет начинающий маркетолог-аналитик — высшее образование, курсы или самостоятельное обучение, — ему нужно освоить математический анализ, статистику, основы экономики и маркетинга.
Лучше начать знакомиться с маркетингом, рекламой и после этого осваивать аналитическую базу. Знакомство с рекламными площадками и системами веб-аналитики начать проще, а потом по мере необходимости можно развивать hard skills — Python, SQL, BI-системы.
Обучение
Онлайн-курсы
Этот вариант подходит и для тех, у кого уже есть высшее образование в сфере и для тех, кто только хочет начать изучать профессию.
Качественные курсы решают сразу несколько задач:
- Экономия времени. Чтобы получить диплом о высшем образовании, придется учиться как минимум четыре года, а специализированные курсы можно пройти менее чем за год.
- Структурированная информация. Курсы разбиты на несколько блоков, которые постепенно рассказывают обо всем, что должен знать маркетолог-аналитик.
- Помощь наставников и работа с мотивацией. Студентов на онлайн-курсах сопровождают менторы, они проверяют задания, отвечают на вопросы и дают обратную связь.
- Обучение из любой точки мира. Главное преимущество онлайн-образования в том, что учиться можно в любом месте с доступом в интернет.
Курс «Маркетолог-аналитик» в Skillfactory длится семь месяцев и разделен на три блока: основы маркетинга, знакомство с инструментами и настройка сквозной аналитики. Процесс обучения максимально точно имитирует реальную работу с задачами. После прохождения курса у студентов будут кейсы для портфолио, а карьерный центр Skillfactory поможет найти первую работу.
Самостоятельное обучение
В интернете можно найти материалы для изучения маркетинговой аналитики в свободном доступе. Например, на Coursera собраны образовательные программы от ведущих компаний и университетов:
- Маркетинговая аналитика от Университета Вирджинии;
- Цифровой маркетинг от Университета Иллинойса;
- Анализ потребительского поведения от Университета Пенсильвании;
- Анализ данных от Google.
Работу аналитических инструментов в маркетинге на реальных кейсах разбирают в блогах:
Подкасты подойдут для тех, кто лучше воспринимает информацию на слух:
- AdExchanger — для маркетологов и рекламщиков;
- Data Stories — про визуализацию данных.
Инструменты для работы
- «Яндекс.Метрика» и Google Analytics. Базовые инструменты аналитика, которые собирают информацию о поведении клиентов на сайтах.
- CRM-системы. Это инструмент для работы с клиентами, в котором хранится вся история взаимодействий с ними: звонки, продажи, переписки и прочее.
- BI-системы. Аналитические инструменты, например Power BI, Tableu, Qlik, Google Data Studio, которые формируют отчеты, таблицы, графики и дашборды в реальном времени.
- Готовые решения для сквозной аналитики. Такие решения, как Roistat, Alytics или OWOX BI, позволяют автоматизировать большинство процессов: сбор и хранение данных, анализ рекламных кампаний, составление отчетов.
- SQL. Это язык структурированных запросов, который используется при работе с базами данных. Чтобы получить из массива данных информацию, например количество клиентов, которые оплачивают товар картой конкретного банка, нужно сформировать соответствующий запрос.
- Python. Язык программирования, с помощью которого маркетолог автоматизирует работу и не зависит от разработчиков. Например, он может самостоятельно написать скрипт для сбора данных, чтобы выводить их в удобном формате.
- Сервисы A/B-тестирования. Для сравнительного тестирования нескольких гипотез используются такие сервисы, как ChangeAgain, RealROI.ru. Например, они позволяют сравнить, какое из двух рекламных объявлений приносит больше заявок.
- Таск-менеджеры. Такие сервисы, как Trello или Jira, помогают организовать работу в команде и отслеживать статус каждой задачи.
Личные качества
Специалист по маркетинговой аналитике в первую очередь должен любить и понимать точные науки. Если в школе у вас математика статистика вызывала уныние, то справляться с задачами будет сложнее. Поэтому для маркетолога-аналитика важны такие качества, как:
- аналитический склад ума;
- внимательность.
В вакансиях на hh.ru эти качества встречаются в одном ряду с необходимыми профессиональными навыками:
1.
2.
3.
К этим качествам часто добавляются ответственность и усидчивость. Все вместе они позволяют маркетологу-аналитику не допускать ошибок при работе с данными. Особенно важно таким специалистам проверять качество данных, на основании которых формируется стратегия, иначе компания потеряет деньги и время.
Кроме работы с цифрами, специалистам в этой сфере нужно взаимодействовать с креативными отделами, поэтому пригодятся гибкость мышления, креативность.