Баннер мобильный (1) Пройти тест

Проснись, Нео: что такое матрица и правда ли мы живем в симуляции?

Добро пожаловать в реальный мир

Разбор

10 апреля 2024

Поделиться

Скопировано
Проснись, Нео: что такое матрица и правда ли мы живем в симуляции?

Содержание

    Есть теория, что окружающая реальность — это симуляция, которая создана, чтобы скрыть от нас реальный мир, подменить его на искусственный. В разных версиях создателями матрицы выступают разные сущности: инопланетяне, божества, другие люди и даже искусственный интеллект. Точку зрения, что мы живем в матрице, разделяют не только любители теорий заговоров, но и некоторые ученые, бизнесмены, визионеры.

    Разбираемся, что такое матрица, как она появилась и действительно ли существует. 

    Что такое матрица и кто ее придумал? 

    Если вы думаете, что тема мира как иллюзии впервые прозвучала в фильме «Матрица» сестер Вачовски с Киану Ривзом, то это не так. Фильм лишь громко заявил об этой гипотезе, донес ее до массового зрителя. Сама идея, что мы живем в симуляции, существует давно. Просто долгое время об этом говорили только философы и ученые. 

    Например, о матрице размышляли древние философы Европы и Азии: Платон в мифе о пещере или китайский мыслитель Чжуан-Цзы в своей притче о бабочке. Помимо философов, идею матрицы частично рассматривают в буддизме. Религиозные тексты поясняют, что истинная реальность искажена и скрыта за пеленой нашего восприятия и органов чувств. Кроме этого, про существование матрицы высказывались Рене Декарт, Фридрих Ницше и многие другие мыслители. 

    В 1981 году французский социолог Жан Бодрийяр опубликовал книгу-трактат «Симулякры и симуляции». В ней он собрал воедино знания о матрице и предположил: человек живет в мире, который является «копией копии». Кстати, ходят слухи, что именно книга «Симулякры и симуляции» вдохновила Вачовски на создание «Матрицы».

    Обложка книги Симулякры и симуляция
    Источник

    Как может быть устроена матрица? 

    На уровне мироздания

    Один из способов создания симуляции мира — формирование заведомо искусственного пространства, своего рода пластикового кукольного домика. Однако создатель такого мира иллюзий должен предусмотреть все детали, начиная от фундаментальных: 

    • физических законов; 
    • химических реакций; 
    • правил социального взаимодействия. 

    В качестве инструмента для решения этой задачи отлично подойдет программирование. Ведь с его помощью можно написать программу, которая вместит в себя огромные массивы данных и причинно-следственных связей. Но важно максимально полно протестировать продукт перед его релизом — все должно работать без перебоев и ошибок. 

    Кроме того, разработчикам матрицы мира нужно предусмотреть наличие огромных мощностей, обслуживающего персонала и места для хранения программы. Поэтому, чтобы написать симуляцию на уровне мироустройства, потребуется огромное количество ресурсов, которых у человечества пока нет. По крайней мере, в нашем мире. 

    На уровне биологии

    Человек познает окружающий мир через органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Например, когда мы едим мороженое, рецепторы на языке фиксируют этот процесс и с помощью электрического импульса передают информацию в нужный отдел мозга. Затем мозг интерпретирует полученную информацию и формирует реакцию. Мы осознаем: мороженое — это сладкое, холодное, кремообразное. 

    Ряд исследований показывает, что, если найти соответствующие центры в мозгу, их можно стимулировать без внешних раздражителей. Команда ученых из Питтсбургского университета с помощью электрических импульсов в мозг воспроизвела для парализованного мужчины ощущение прикосновения к руке. При этом во время и после эксперимента рука мужчины оставалась парализована. То есть при должном воздействии на мозг мы даже без мороженого скажем, что едим что-то сладкое, холодное и в меру кремообразное. 

    Получается, зрение, слух, вкус, обоняние и осязание — команды, которые все до единой передаются в центр обработки данных — в мозг. А вот мозг является главным в цепочке принятий решений, он выносит определенные суждения о реальности. 

    Получается, что мозг можно хакнуть с помощью электрического импульса и кода, который его имитирует. Затем загрузить в код данные, которых может и не существовать в окружающем мире. И это — матрица в мире, но на уровне биологии. 

    Причем некоторые сторонники теории матрицы считают, что наше сознание уже хакнули и мы давно смотрим на мир сквозь дымку

    Что такое «сбой в матрице»?

    Выражение «сбой в матрице» тоже появилось благодаря фильму «Матрица» (1999). В фильме «сбой в матрице» означает нарушение нормального функционирования виртуальной реальности, в которой живут главные персонажи. В жизни «сбой в матрице» часто используется метафорически для описания непредвиденных или странных событий в реальной жизни, которые кажутся нелогичными или необычными, как будто что-то в системе «сломалось». Это может относиться к различным областям жизни, от технических неполадок до необъяснимых событий. «Сбоем в матрице» можно назвать явление, когда человек внезапно осознает иллюзорность или несостоятельность ситуации или мира в целом.

    Обычно про «сбой в матрице» говорят, когда возникает эффект дежавю — момент, когда кажется, что вы уже находились в данной ситуации или месте, хотя все происходит впервые. А еще — когда происходят непонятные совпадения: например, вы думаете о человеке и внезапно получаете от него звонок или сообщение. Ну и, конечно, когда вы встречаете одинаково одетых людей на улице. 

    Сбой в матрице одинаковые люди в автобусе
    Источник

    Матрица в матрице?

    Если матрица — это симуляция, копия или отпечаток чего-то, то любое рукотворное или интеллектуальное произведение человека можно считать предметом матрицы. Например, книга, которую мы читаем, погружает нас в мир иллюзий. Причем речь не только о фантастике или фэнтези. Даже автобиография содержит черты симуляции — ведь ее писал человек, у которого также могло быть искажено восприятие из-за уникальности его органов чувств и работы мозга. 

    Артефактами матрицы также можно считать фильмы, картины, скульптуры, социальные сети. И, конечно же, компьютерные игры с разной степенью погружения или сложности. 

    Кроме того, рынок AR и VR постепенно развивается, набирает обороты. Причем не только за рубежом, но и в России. Общество вплотную приближается к стадии, когда границы между мирами стираются и происходит взаимопроникновение. Возможно, в скором времени мы с трудом будем определять, где мир физических вещей, а где — виртуальных. 

    Интересный факт: получается, что компьютерная игра или дополненная реальность становится примером еще одной симуляции в пределах существующей симуляции. 

    Фильмы о матрице и симуляции реальности 

    Существование матрицы — теория, которая бесконечно вдохновляет и будоражит людей. Поэтому кинематографисты не упускают возможности рассказать и напомнить о ней. Конечно, список этих фильмов и аниме намного шире, но делимся некоторыми из них. Подобрали список, где матрица представлена в самом разном исполнении. Это может быть жизнерадостный городок, мегаполис из прошлого или упаднические трущобы. 

    Тринадцатый этаж 

    Постер фильма про матрицу Тринадцатый этаж
    Источник

    История про искусственный мир, который помещен в декорации Лос-Анджелеса 1937 года. Яркая на первый взгляд обертка романтического прошлого скрывает неприятные события: убийство и манипуляции над сознанием. 

    Шоу Трумана 

    Постер фильма Шоу Трумана
    Источник

    Жизнерадостный город, приветливые соседи, хорошая работа — все это было в жизни главного героя. Правда, после встречи с одной девушкой он осознает, что живет среди декораций и актеров. А сам он — главный герой телешоу длиною в тридцать лет. 

    Теорема Зеро 

    Постер фильма Теорема Зеро
    Источник

    Главный герой — математик — зовет себя «мы», страдает всеми возможными фобиями и ждет звонка от Бога, который объяснит ему смысл жизни. Магнат по имени Руководство предлагает ученому доказать Теорему Зеро, согласно которой Вселенная рано или поздно схлопнется, а значит, все на свете тщетно. А может, и нет. 

    Аниме Дека-Данс

    Постер аниме Дека-Данс
    Источник

    Главные герои посвятили свою жизнь борьбе против монстров, которые постоянно атакуют Дека-Данс — главную крепость человечества. Сложный выбор, жизнь в постоянном страхе перед смертью — существование здесь наполнено трудностями, заботами. И неужели это всё — симуляция?

    Реал-Драйв 

    Постер аниме Реал Драйв
    Источник

    Общество будущего все больше навязывает нормы и правила, а технологии развиваются. Чтобы ощутить желанный спектр эмоций и событий, люди создали устройства и программы, которые симулируют нужную реальность. Постепенно грань между реальным и виртуальным миром стирается. В этот момент в виртуальном пространстве начинает происходить все больше киберпреступлений. 

    Коротко о том, что такое матрица

    Когда говорят про матрицу, обычно говорят про идею, что окружающая реальность — это симуляция. Ее создали инопланетяне, божества, другие люди или даже искусственный интеллект, чтобы скрыть от нас реальный мир.

    О матрице размышляли античные мыслители и современные авторы. Идея матрицы ворвалась в повседневность в 1981 году, когда французский социолог Жан Бодрийяр опубликовал книгу-трактат «Симулякры и симуляции». В ней он собрал воедино знания о матрице и предположил, что человек живет в мире, который является «копией копии». Возможно, именно «Симулякры и симуляции» вдохновили Вачовски на создание фильма «Матрица».

    Полезные ссылки

    Разбор

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии