Делимся подборкой технологий, которые были популярны, развеселили или удивили нас в 2022 году.
Метавселенная
Метавселенная — онлайн-платформа, где люди могут взаимодействовать друг с другом в виртуальной и дополненной реальности. Это полноценный мир, перенесенный в VR: люди могут создавать себе аватары, знакомиться, общаться, формировать сообщества, устраиваться на работу и совершать покупки.
Ежемесячно в метавселенных проводят время более 470 млн человек. С каждым годом рыночная стоимость технологии увеличивается на 20%, в течение следующих 10 лет она достигнет 1 трлн долларов. Это значит, что сфера растет, в ней будет больше рабочих мест и денег для сотрудников.
Свои метавселенные уже создают такие крупные компании, как Microsoft, Amazon и Epic Games. Сейчас метавселенные активно используют в сфере развлечений: для концертов, игр и киберспортивных соревнований. Но также технологию можно задействовать в образовании и здравоохранении: например, для удаленных консультаций с врачом, виртуальных уроков и конференций.
Облачные технологии
Раньше каждой крупной компании нужны были железные серверы, которые стоят в прохладном помещении, хранят и передают данные. В 2022-м 90% компаний используют облачные хранилища. Облако — центр виртуальных сервисов, который дает пользователям базы данных, серверы и глобальное хранилище.
Облака дают возможность хранить данные, обеспечивают их безопасность и ускоряют обработку. В будущем в облако переедут многие сервисы. Например, разработчики ПО смогут редактировать и хранить свои проекты в облаке. Это позволит им быть более мобильными и не привязываться к одной машине. Это часть глобального тренда Platform as a service (Paas, платформа как услуга).
Блокчейн
Блокчейн — база данных, в которой записывают и хранят информацию о транзакциях. На блокчейне работают такие криптовалюты, как Bitcoin, Litecoin и Ethereum. Технология дает высокий уровень безопасности, поэтому она стала востребованной за пределами криптомира. Так, медицинские организации начали использовать блокчейн-сети для ведения учета и защиты данных, а художники — для продажи уникальных цифровых произведений через NFT.
Компьютерное зрение
Компьютерное зрение — это технология, которая позволяет машине распознавать изображения или видео, анализировать их и давать рекомендации. К 2030 году предположительная рыночная стоимость этой технологии составит 41 млрд долларов.
Вот что может компьютерное зрение:
- Распознавать изображения. Компьютер видит картинку и классифицирует, что на ней находится, будь то предмет или человек.
- Следить за объектом в движении. Компьютерное зрение помогает беспилотным автомобилям распознавать движущиеся объекты, например, скутеры, другие машины, пешеходов. Это помогает избежать аварий.
- Находить конкретные объекты. Среди всех изображений компьютер ищет определенную классификацию, например, находит опухоли на снимках или дефектные детали на конвейере завода.
Яркий пример использования компьютерного зрения в медицине: группа ученых при поддержке компании V7Labs разработала приложение, которое отличает обычные родинки от пятен, которые могут перерасти в меланому. Тесты показали, что ИИ справляется с задачей лучше, чем врачи-новички, и так же хорошо, как опытные доктора. Уступает приложение только онкологам-экспертам.
3D-печать
Еще пять лет назад 3D-печать была экспериментальным методом. Сейчас с ее помощью создают медицинские протезы, металлические и пластиковые детали, мебель. В 2022 году индустрия начала масштабироваться. Например, компания Icon представила напечатанный на 3D-принтере дом. Zero House хорошо регулирует температуру, строить его можно быстро и без перерасхода материалов.
Также в 2022 году компания Relativity Space презентовала проект лаборатории для 3D-печати космических ракет.
Генеративные нейросети
В 2022 году произошел настоящий бум изображений, сгенерированных нейросетями. В них пользователи делали мемы и свои портреты в стиле аниме. Популярным стало приложение DALE-E, которое создает картинку из предложенного пользователем текстового описания.
Как это работает? Одна из нейросетей отвечает за распознавание изображения, она занимается самообучением и предварительно просматривает тысячи изображений людей, животных или предметов. Вторая сеть рисует картинки, показывает их первой нейросети, получает обратную связь и таким образом оттачивает свои навыки.
Мы решили поэкспериментировать и предложили нейросети написать статью для SkillFactory и нарисовать к ней обложку. Вот что из этого получилось.
А какие технологии удивили вас в этом году? Делитесь в комментариях!