Баннер мобильный (3) Пройти тест

Чем занимается project manager в геймдеве

Разбираем профессию менеджера игровых проектов

Разбор

8 августа 2024

Поделиться

Скопировано
Чем занимается project manager в геймдеве

Содержание

    В геймдеве можно не только программировать или рисовать, но и управлять проектами: ставить задачи, общаться с людьми и помогать игре не остаться брошенной на этапе создания. Эту важную обязанность берет на себя менеджер игровых проектов.

    Сергей Снегирев, руководитель отдела разработки игр и приложений компании Dobro Games, рассказывает, что это за специалист, за что он отвечает и как им стать.

    Кто такой менеджер игровых проектов

    Project manager, или проджект-менеджер — это специалист, который управляет проектами. Менеджер игровых проектов — аналогичная должность, только в gamedev-студиях. Это сотрудник, который не пишет игры напрямую, а контролирует их разработку:

    • отслеживает выполнение задач;
    • налаживает процессы и коммуникацию в команде;
    • обеспечивает команду ресурсами и рабочими инструментами;
    • помогает бизнесу и разработчикам понять друг друга;
    • разрешает конфликты внутри команды и проблемы с процессами, если они возникают.

    Благодаря игровому менеджеру команда работает более слаженно, задачи выполняются по плану, а нарушения сроков возникают реже. Менеджер старается не допускать, чтобы работа над проектом остановилась, потому что другие специалисты еще не выполнили свою часть.

    Обязанности игрового менеджера

    Менеджмент игровых проектов можно условно разделить на три направления: ведение проектов, оптимизация процессов и сроков, управление людьми. Всем этим менеджер может заниматься одновременно, хотя иногда для разных задач нанимают несколько специалистов. Разберем подробнее каждое направление.

    Ведение проектов

    Этот набор задач — основной и составляет большую часть работы менеджера. Обычно у одного специалиста несколько проектов, которыми он управляет:

    • собирает проектную команду из разработчиков, дизайнеров, тестировщиков и других специалистов;
    • составляет документацию по проекту — перечень задач, план и т. д.;
    • отслеживает выполнение задач, например в системах трекинга Jira или Trello;
    • следит, чтобы команда уложилась в сроки и бюджет проекта.

    Менеджер участвует в создании игр, которые еще не запустили, но часто одновременно с этим поддерживает уже вышедшие игры. Например, стандартная нагрузка гейм-менеджера уровня middle в мобильном гейминге — 6–8 проектов одновременно, часть из которых уже вышла или находится в бета-тестировании. В разработке игр для ПК нагрузка выше и менеджеру порой хватает одного проекта.

    Оптимизация процессов и сроков

    В геймдеве многое зависит от того, в какой момент получится выпустить игру. Если задержать сроки, можно потерять аудиторию, которая быстро забудет о проекте, или подвести издателя. Поэтому еще одна группа обязанностей менеджера — следить за дедлайнами и предлагать идеи, как можно ускорить процессы.

    Для этого он может:

    • проводить ретроспективный анализ прошлых игровых проектов — что удалось сделать вовремя, где были проблемы и задержки, по какой причине что-то пошло не так;
    • предлагать решения, как не допускать таких задержек в будущем и что для этого понадобится сделать;
    • модифицировать процессы так, чтобы команда работала более слаженно — например, чтобы не возникало ситуации, когда разработчик простаивает, потому что геймдизайнер еще не разработал правила уровня.

    Тайм-менеджмент особенно важен в разработке мобильных казуальных проектов — простых игр для телефона вроде «три в ряд» или раннеров. Игровой процесс в таких играх быстрый, уровни проходятся легко, и разработчики постоянно должны выпускать обновления. Поэтому сроки в таких проектах особенно сжатые. При создании игр для ПК и консолей темп работы не такой жесткий, но и расслабленным его назвать сложно. Лучше не затягивать проект, чтобы не потерять аудиторию.

    Управление людьми

    Менеджер координирует между собой разных специалистов, общается с ними и порой выступает «переводчиком» — например, между разработчиком и геймдизайнером. Помимо обсуждения проекта, он выполняет многие другие задачи: 

    • проводит митинги — встречи с участием членов команды разработки, где каждый отчитывается о ходе работы;
    • собирает обратную связь — довольны ли сотрудники условиями, подходят ли им задачи, нет ли претензий или сложностей;
    • учитывает интересы членов команды — к примеру, в ходе беседы можно узнать, что конкретный дизайнер очень любит рисовать еду, и поручить ему кулинарный симулятор;
    • замечает и разрешает конфликты — проверяет, хорошо ли члены команды ладят друг с другом, из-за чего возникают разногласия.

    Кроме этого, проджект-менеджер поддерживает мотивацию команды и следит за тем, чтобы условия работы были комфортными для всех. Это помогает повысить вовлеченность и продуктивность сотрудников. 

    Что должен уметь менеджер игровых проектов

    Хард скилы

    • Знание методологий разработки. В первую очередь это Agile, или гибкие методологии: Scrum, Kanban и другие. Менеджер отвечает в том числе за то, чтобы процессы соответствовали выбранной в проекте методологии.
    • Понимание процессов управления. Менеджер должен разбираться в бизнес-процессах, уметь планировать и контролировать ход работы. Кроме того, владеть базовыми навыками риск-менеджмента.
    • Владение инструментами. Это трекеры задач, такие как Jira или Trello, рабочие мессенджеры вроде Slack, базы знаний и хранилища данных, например Confluence.
    • Знание английского языка. Многие игры ориентированы в том числе на мировой рынок, а компании работают не только в России. Поэтому от менеджера, который активно общается с людьми, часто требуют уровень английского не ниже Intermediate.
    • Технический бэкграунд. Любой менеджер должен представлять, как устроена сфера: из каких компонентов состоят игры и как они создаются. Желательно понимать архитектуру игр в целом, хотя глубокие знания игровых движков обычно не нужны.
    • Умение работать с документацией. Гейм-менеджер должен составлять документы по проекту, готовить отчеты и таблицы.

    Остальные навыки зависят от вакансии. Например, если компания создает игры на Unity, она может потребовать от кандидата разбираться в особенностях этого движка. А если студия занимается мобильными проектами, частое требование — понимать архитектуру iOS и Android.

    Софт скилы

    • Эффективная коммуникация. Менеджер игровых проектов много общается и должен уметь грамотно доносить свои мысли — понятно объяснять задачи, обозначать цели и предлагать решения. Так, чтобы это поняли и разработчик, и сценарист.
    • Гибкое мышление. Вектор работы над проектом может резко измениться, например из-за ситуации на рынке. Менеджер должен уметь вовремя перестроиться — предложить решение, которое учитывает новые приоритеты. 
    • Аналитический склад ума. Для менеджера важно критически подходить к проблеме — уметь разобрать ее на составляющие, найти решение и проанализировать ошибки.
    • Ответственность. Менеджер отвечает за работу всей команды — от него в большой мере зависит эффективность разработки. Важно быть внимательным и ответственным, а также эмпатичным, чтобы вникать в проблемы сотрудников и разрешать конфликты.
    • Тайм-менеджмент. Необходимо уметь планировать и распределять время — как свое, так и сотрудников.

    Где работает и сколько получает гейм-менеджер

    Игровых менеджеров ищут не все геймдев-студии. Обычно чем сложнее процессы, тем выше потребность в грамотном менеджменте игры. Поэтому чаще всего вакансии в этой специальности предлагают компании с большим объемом задач или сжатыми сроками работы. Например, студии, которые разрабатывают мобильные игры, и компании, которые трудятся над масштабными проектами.

    Пример обязанностей гейм-менеджера
    Например, кандидатам на эту вакансию Game Manager нужно будет вести несколько мобильных проектов. Источник

    По данным HH.ru зарплаты Gamedev Project Manager составляют 1 000–3 000 долларов в месяц. В основном цены указывают в долларах: многие студии работают на международном рынке. 

    Пример зарплаты игрового менеджера в Казахстане
    Например, эта компания зарегистрирована в Казахстане и предлагает зарплату до 1500 долларов в месяц до вычета налогов. Источник
    Пример зарплаты менеджера в Новосибирске
    Есть и вакансии в рублях — например, игровая студия в Новосибирске предлагает зарплату от 80 000 до 140 000 рублей. Источник

    Но большинство работодателей не пишет зарплаты вообще и договаривается о размере оплаты труда на собеседовании.

    Бонусы для игрового менеджера
    Многие работодатели предлагают дополнительные бонусы и подчеркивают неформальную среду в геймдев-компаниях. Источник

    Карьерный рост игрового менеджера

    Специалисты начинают работать по профессии с уровня junior или стажеров. На этих должностях зарплаты не очень высокие, но можно набраться опыта, чтобы продолжить развиваться и перейти на уровень middle.

    Вакансия ассистента игрового менеджера
    Например, эта компания ищет ассистента для руководителя проектов — с возможностью роста и обучения. Источник

    Middle-менеджеры — специалисты среднего уровня, обычно с опытом от одного до трех лет. Следующая ступень — senior, или старший менеджер, а из него можно вырасти в руководителя игровых проектов или lead manager.

    Вакансия старшего гейм-менеджера
    Например, компания ищет проектного менеджера с опытом от трех лет на руководящую позицию. Источник

    Из менеджера игр можно вырасти в product owner или заняться менторством и обучать новичков. А если интересуют более креативные задачи — стать игровым продюсером.

    Зарплата продюсера игр
    Зарплата product owner или игрового продюсера может превышать 4 тысячи евро. Источник

    Как стать менеджером игровых проектов

    Влиться в сферу легче, если получить образование в сфере менеджмента или информационных технологий. Такие программы есть у многих вузов, причем многие разрабатывают их вместе с ИТ-компаниями. Еще помогает опыт работы в геймдеве — часто в игровой менеджмент переходят люди, которые до этого занимались геймдизайном. Не лишним будет и опыт управления, не обязательно играми и ИТ-проектами.

    Получить нужные знания можно на курсах для будущих гейм-менеджеров. Или можно найти ментора — опытного специалиста, который поможет разобраться в деталях профессии. 

    Вот список полезных книг, с помощью которых можно больше узнать о профессии: 

    • «Deadline. Роман об управлении проектами», Том Демаркобизнес-роман о том, как устроен проджект-менеджмент и как выглядит работа менеджера.
    • «Хочу в геймдев! Основы игровой разработки для начинающих», Вячеслав Уточкин, Константин Сахнов руководство, которое помогает разобраться в устройстве индустрии и особенностях создания игр.
    • «Игра как бизнес. От мечты до релиза», Алексей Савченко книга о процессе разработки игры: как спланировать задачи, подобрать команду и координировать работу.
    • «Настольная книга игродела», Слава Грис сборник из двух книг автора о самостоятельной разработке игр — как не растягивать работу и не допускать распространенных ошибок.
    • «Корпорация гениев. Как управлять командой творческих людей», Эд Кэтмелл, Эми Уоллес книга об устройстве проджект-менеджмента в компании Pixar, которую можно считать эталоном успешного творческого стартапа.
    • «Маркетинг игр», Сергей Галенкин руководство, как продвигать и пиарить игры, которое поможет увидеть картину проекта в целом.

    Главное о работе гейм-менеджера

    • Менеджер игровых проектов управляет процессами и командой разработки игры. Он координирует между собой участников, следит за сроками, ставит задачи и контролирует их выполнение.
    • Игровой менеджер нужен, чтобы команда работала слаженно и успевала выполнить задачи в срок. Это геймдев-версия профессии проджект-менеджера.
    • Менеджер должен разбираться в методологиях разработки и управления проектами, понимать, как устроен игровой рынок и процесс создания игр. А иногда — разбираться в особенностях игровых движков. Нужно быть ответственным, общительным и эмпатичным.
    • Стать игровым менеджером легче, если у специалиста есть опыт управления проектами или работы в геймдеве. Получить такие скилы также можно на профильных курсах или в программах высшего образования.
    • Гейм-менеджер может вырасти в product owner, руководителя проектов или игрового продюсера, а может стать ментором и обучать других.

    Разбор

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии