Что такое ручное тестирование и почему без него не бывает качественного ПО

0d7e4d7c-a94b-404d-8401-e52bcc1148b4
Рассказываем, чем занимается мануальный тестировщик и могут ли его заменить автотесты

Чтобы создавать качественные программы и зарабатывать на них, бизнесу нужны не только разработчики, но и тестировщики. Это хорошая профессия для старта в IT, потому что она востребована на рынке и ей можно относительно быстро обучиться с нуля. Для QA-инженера обучение не заканчивается после курсов. Чтобы получить хорошую работу и расти в профессии, нужно постоянно изучать новые технологии на практике и быть готовым учиться программировать. 

Рассказываем о том, что ждет тестировщика на работе, какие основные этапы, методы и виды тестирования нужно понимать, а также стоит ли бояться автотестов.

 

Чем занимается мануальный тестировщик?

Ручное тестирование — это процесс поиска ошибок в программе без использования специальных ПО, силами человека. Тестировщик имитирует реальные действия пользователя и старается охватить максимум функций продукта и найти ошибки (на языке QA — «баги»). Специалист по QA ищет недоработки в визуале, функционале, логике ПО, проверяет его надежность и удобство. Все найденные ошибки QA фиксирует в баг-репорте — отчете о тестировании, по которому разработчики будут исправлять недочеты. 

Чего ждут работодатели от тестировщиков? Читайте в нашем свежем исследовании рынка. 

Из каких шагов состоит ручное тестирование? 

  1. Читаем документацию и работаем с требованиями. Тестировщики узнают, как должно работать ПО, чего от него ждут разработчики и бизнес. На этом этапе QA-инженер может добавить требования, если они неполные, и сократить, если они невыполнимы.
  2. Планируем тестирование. Определяем объем работы, бюджет, выбираем методы, типы и инструменты. 
  3. Разрабатываем тестовые сценарии. Специалисты создают тест-кейсы — алгоритм проверки ПО, а также чек-листы и готовят среду для выполнения тестов. 
  4. Проводим первое тестирование. Команда выполняет тесты и сообщает разработчикам об ошибках. 
  5. Делаем повторное тестирование. Когда программисты исправили ошибки, тестирование повторяют, чтобы проверить, что после изменений все работает.
  6. Готовим отчет о результатах. В итоговом документе описывают все тесты, выполненные во время разработки программы.

Какие есть виды ручного тестирования?

Модульное тестирование (Unit-тесты) предполагает проверку отдельных компонентов ПО или частей кода. Это эффективный способ тестирования, если готовое приложение обновляют или дополняют функционалом. Если добавить новые модули, ошибки в них могут повлиять на работу других, уже налаженных и протестированных частей программы. Вместо того чтобы ломать сервис таким образом, можно сначала протестировать модуль отдельно, а потом добавить его в систему.

Интеграционное тестирование (Integration Testing) проверяет, как отдельные части приложения работают вместе. Часто бывает, что страницу авторизации и личный кабинет приложения программируют разные специалисты. Их инструменты и подходы могут отличаться, из-за этого конечный сервис может работать с ошибками. На этом этапе уже не нужно проверять отдельные элементы, например страницу авторизации, — вы уже сделали это unit-тестом. Здесь важно запустить разные элементы в группе и проверить, что они работают корректно. Например, что авторизация запускает процесс создания личного кабинета и все данные пользователя в нем отражаются правильно. 

Системное тестирование (System Testing) нужно, чтобы понять, соответствует ли ПО исходным техническим требованиям. Это этап, когда модульные и интеграционные тесты уже прошли. Теперь время смотреть на готовый продукт, кликать по кнопкам, проверять, что все работает как задумано, сервисом удобно и приятно пользоваться. 

Приемочное тестирование (Acceptance Testing) проверяет, подходит ли приложение под требования бизнеса. На этом этапе тестировщики исследуют поведение пользователей и производительность системы. 

Что такое черный, белый и серый ящики?

Так называются методы тестирования. Они отражают то, сколько знает тестировщик о продукте на старте работы. Разберем каждый подход подробнее. 

Тестирование «черного ящика» (Black Box Testing) — метод, в котором тестировщик ничего не знает о коде или структуре продукта. QA работает с программой как конечный пользователь. Этим методом проверяют функциональность: делает ли приложение то, что должно? 

Например, в интернет магазине важно проверить поиск товаров, фильтрацию результатов выдачи, возможность добавить продукты в корзину, ввести промокоды и оформить заказ. Иногда функции сервиса выглядят идеально в коде, но не работают на практике. В этом случае тестирование «черного ящика» помогает выявить баги, незаметные при проверке только кодовой части ПО. 

Тестирование «белого ящика» (White Box Testing), также известное как glass box или прозрачное тестирование, — это, по сути, проверка исходного кода. Тестировщик анализирует блоки системы по отдельности и ищет проблемы. 

Например, прозрачным тестированием можно проверить формы ввода контактов пользователя в интернет-магазине. Со стороны пользователя это выглядит так: вы нажали кнопку, email-адрес отправился в базу подписчиков магазина, вам на почту пришло письмо с промокодом на скидку. Если тестировать эту часть «черным ящиком», вы можете нажать на кнопку и не получить никакого письма. Зафиксировали баг, тест заканчивается. Методом «белого ящика» можно выявить, почему это происходит. QA-специалист смотрит, чтобы на уровне кода форма была надежно защищена от взлома и данные пользователей не утекли в руки мошенников. Также он следит, чтобы адрес почты отправился в базу данных, а дальше запустился процесс автоматической рассылки новостей об акциях и промокодах. 

Тестирование «серого ящика» (Grey Box Testing) объединяет методы тестирования «белого» и «черного ящика». Цель этого подхода — найти любые ошибки в пользовательском интерфейсе или в разработке. У тестировщика нет доступа к коду приложения, но он знает общую структуру сервиса и его ограничения.

Для примера вернемся к форме в интернет-магазине. Например, при оформлении заказа нужно ввести имя и фамилию, тестировщику нужно проверить работу текстовых полей. QA знает, что у системы есть ограничение по длине фамилии, например, в 100 символов. Задача тестировщика — найти фамилии длиннее 100 символов (самая длинная в книге рекордов Гиннеса состоит из 700). Также он должен проверить, как будет вести себя система, если ввести в поле больше 100 букв. Приложение должно как минимум не ломаться и выдавать уведомление об ошибке.

Заменят ли мануальных QA автотесты?

Несмотря на то, что работодатели заинтересованы в специалистах, которые умеют автоматизировать процессы, от QA-инженеров по-прежнему ждут опыта в ручном тестировании. Почему этот навык так важен?

Автоматизированные тесты не могут найти абсолютно все баги. Они распознают только те, которые прописаны в их сценариях. Кроме того, сами автотесты могут содержать в себе ошибки кода, они не идеальны. Ручное тестирование в этом плане более гибкое. Живой QA может придумать нестандартные пользовательские сценарии, оценить эстетическую сторону сервиса и сугубо человеческий критерий удобства. 

Автотестам можно оставить рутинные операции, поиск типовых ошибок, нагрузочное тестирование. Это избавит QA-инженеров от монотонной работы и ускорит процессы. Ручная проверка подойдет для более креативных и сложных задач, где нужен человеческий взгляд. 

Стартовать в профессии QA-инженера с мануального тестирования — это все еще хороший ход. Таким образом вы изучите базовые принципы проверки качества и подготовитесь к тому, чтобы переходить на новый этап карьеры — к автоматизации. Главное — быть готовым постоянно изучать на практике новые инструменты. 

Данил Ильин, директор и основатель IT-кадрового агентства HEAAD

«В целом порог вхождения на рынок тестировщиков невысок: junior-специалистов с охотой берут на работу с перспективой «на вырост». Так, за полгода-год усердной работы начинающий ручной тестировщик может вырасти до уровня middle. Самое важное в резюме — портфолио, которое начинающий специалист может собрать прямо сейчас: протестировать любой известный ему сайт или приложение. Главное — правильная логика тест-кейса и его грамотное описание».

Другие советы начинающим тестировщикам от экспертов читайте в этой статье.

(рейтинг: 5, голосов: 3)
Добавить комментарий