Не всегда идеальная работа — это призвание, которое вы находите еще в детстве. Иногда нужно попробовать разные варианты, чтобы найти дело по душе.
Так вышло с Анастасией Московченко: с трех лет она занималась танцами и участвовала в международных соревнованиях. Затем впечатлилась зданием МГУ и поступила на программирование, но в итоге нашла для себя новое призвание — продакт-менеджмент. В этой должности она работала в Яндексе, «ВКонтакте» и вышла на международный рынок. Делимся ее историей.
У меня не было физмата за плечами, но был опыт достигать целей
С трех лет я профессионально занималась танцами, в десять поехала на свои первые чемпионаты Европы и мира, в 14 у меня уже была группа из 30 человек, которую я тренировала для соревнований. Я была уверена, что буду хореографом. Все изменилось, когда нужно было выбирать предметы для ЕГЭ. В этот момент на меня повлиял старший брат: он давно переехал в Москву из Брянска и агитировал меня сделать так же. Рассказал про IT, что это классная сфера, мне стоит попробовать, и я смогу заработать хорошие деньги. Меня свозили на экскурсию к МГУ, я была восторге от здания, и мне, ребенку, действительно захотелось там учиться.
У меня не было физматкласса за плечами, но был большой бэкграунд участия в соревнованиях и достижения целей. Я поставила себе цель поступить в МГУ на программиста, у меня был год на подготовку, и я справилась.
Я поступила на бюджет, переехала в Москву. Многие мои одногруппники были олимпиадниками по математике или учились в школе при МГУ, это были люди абсолютно другого склада. Меня с моими танцами и социальной активностью там не очень понимали. Учеба была очень интенсивной, поэтому совмещать танцы и IT у меня не получалось. Но все равно на всем моем пути танцы всегда были со мной, хотя бы в виде хобби.
Я прошла 13 интервью в Яндекс, на которых мне отказали
С первого же курса меня бросили в бездну программирования, я сразу начала учиться писать на C++. В МГУ было много программ от крупных компаний, например, от «ВКонтакте» и Яндекса. Многие начали проходить стажировки и работать в них уже с начала обучения. Мне нужно было еще многому научиться, поэтому проходить собеседования я начала только с третьего курса.
Я прошла через целую череду провалов. У меня было 13 собеседований в Яндекс, на всех мне отказали. Я пробовалась и на веб-разработку, и даже на DevOps. По последней вакансии почти получила оффер. На финальном собеседовании все увидели, какая я общительная, и сказали: может, вам попробовать менеджмент. Они посчитали, что я не впишусь в коллектив замкнутых девопсов, и не взяли меня. Я была очень упертой, поэтому продолжила искать работу разработчиком.
Обидно было делать то, что никто не увидит
Мне не удалось сразу попасть в топовую компанию, но я устроилась на работу в стартап при Сколково. Я занималась бэкенд-разработкой на Golang. Поработав там три месяца, я поняла, что в команде никто не понимает, чем мы занимаемся. В стартапах есть такой момент, что они ухватывают актуальную проблему, но пока не знают, как ее решать. В процессе все пытались понять, что нужно делать.
Обучать джунов не было времени, и мне выдавали какие-то мелкие задачи. При этом никто не мог гарантировать, что моя работа реально пригодится в итоговом проекте. Обидно было делать то, что никто не увидит. В какой-то момент я даже подключилась к дизайну интерфейсов, потому что пять лет училась в художественной школе. Тогда я поняла, что просто разрабатывать и не принимать решения мне абсолютно неинтересно.
Первое собеседование на менеджера я завалила
Я начала исследовать стартапы, как в них правильно работать, как находить проблему. Решила попробовать школу менеджеров Яндекса. Нужно было пройти два этапа: тестирование и интервью. К моему удивлению и счастью, я дошла до второго этапа.
Это было мое первое в жизни интервью на менеджера, которое я завалила, потому что размышляла как разработчик. Мне дали задачу: старший менеджер просит разработать приложение «Погода», что будете делать? Я сразу начала рассказывать, какие базы данных мы будем использовать, как будет устроен код, на каком языке писать сервис. От менеджера в этом вопросе ждут абсолютно другого образа мышления.
Интервьюер рассказал мне, что нужно просто направить свой фокус с обратной стороны. Мне скинули невероятное количество книг, которые нужно прочитать, чтобы этот переход произошел. Я взяла перерыв, ушла в никуда и целый год изучала эти книги, чтобы в следующем поступить в школу менеджеров.
Это был 2016 год, понятия product manager еще не было, был просто менеджер проектов. Изучая профессию, я почувствовала, что для меня это даже интереснее, чем танцы. Всю жизнь я разрывалась между танцами и программированием, а на самом деле мне был больше всего интересен менеджмент. Это действительно мое.
В школе менеджмента нам сразу дали живой проект, настоящие данные, параллельно с лекциями мы практиковались на реальном продукте. По итогам школы успешных учеников взяли на работу. Но не меня.
От «Лего» к «Картам»
Школа дала мне много полезных контактов. Я со всеми общалась, постоянно пинговала в чатах, писала: если у вас есть вакансии, я готова. Меня прособеседовали в огромное количество команд. Через три месяца нашлась команда, которой я все-таки подошла. Они искали человека, который понимает и техническую сторону продукта, и специфику работы менеджера. С этого момента начался мой осознанный путь в продакт-менеджмент с большими проектами.
Работа в Яндексе для меня началась со стажировки в команде поисковых интерфейсов. В Яндексе есть огромное количество продуктов, в каждом из них есть определенные правила UI. Например, кнопки везде должны быть одинакового цвета, формы и с одним и тем же шрифтом. Таких кнопок и элементов миллион, это важные компоненты разных сценариев. Для этого в Яндексе есть команда «Лего», которая собирает интерфейсы. Это был мой первый продукт. Моей задачей стало внедрить эту команду в процессы и донести ее ценность до других сотрудников.
В Яндексе много команд, они запускают новые сервисы и пишут интерфейс с нуля. Вместо этого можно просто поставить эту задачу команде «Лего» или использовать их библиотеку. Так команда будет понимать свою нужность, а сервисы — разрабатываться быстрее. Моими пользователями были другие команды Яндекса — нужно было выяснить, чего им не хватает и почему они не пользуются продуктом.
После завершения этой задачи мне нужно было снова искать команду в Яндексе, потому что стажировка не предполагала трудоустройства.
Продакт решает, что и зачем, проджект — как и когда
По своему опыту могу сказать, чем отличается работа продакта и проджекта. Продакт-менеджер в команде прежде всего отвечает на два вопроса: что делать и зачем делать? Проджект отвечает на другие два вопроса: когда и как?
После работы в «Поиске» я перешла в Яндекс.Карты, где занималась монетизацией. В Яндексе на тот момент не было понимания, кто такие продакт и проджект, это была одна должность: менеджер проекта. В мои задачи входило руководить процессами разработки: ставить задачи, следить за дедлайнами, то есть отвечать на вопросы, как и когда. Так как у меня технический бэкграунд, я также участвовала во всех технических сессиях, где разработчики предлагают разные решения проблемы и мы вместе выбираем оптимальное. Как продакту мне нужно было решить, каким образом мы будем решать проблему.
Например, у меня была задача придумать новые способы монетизации. Это задача для продакта, ответ на вопросы «что?» и «зачем?». Я пошла изучать новый, достаточно дорогой рынок — недвижимость. Такие компании готовы тратить деньги на привлечение пользователей. Я исследовала, можем ли мы предложить что-то компаниям из строительства. Я слушала звонки людей из Яндекс.Карт по теме недвижимости, пыталась выяснить запросы. Считала, сколько всего звонков поступает из Карт, сколько из них целевые, сколько Карты могут заработать с одного звонка.
Если не нужно изобретать ничего нового — это лучшее решение проблемы
У продакта есть два вида задач в зависимости от статуса продукта. Первый тип — это создать продукт с нуля, найти market fit. Второй тип — это улучшить тот продукт, который уже есть.
В Яндекс.Картах одной из моей задач было повысить эффективность текущей рекламы. Например, у нас были показы рекламы в местах, где людям не релевантно ее смотреть: например, фастфуда — в районе кладбища или свалки. Можно было сделать два решения. Первое — написать сложнейший алгоритм, который определяет на картах нерелевантные места для рекламы. Чтобы это сделать, нужны и машинное обучение, и серьезный массив данных. Этот проект мог бы занять примерно полгода. Второе — воспользоваться существующими инструментами и решить проблему без разработчика. В целом, если можно решить проблему, не изобретая ничего нового — это лучшее решение. Мы воспользовались сервисом Яндекс.Толока, где сидят миллионы людей и за один цент отвечают на вопросы.
Я написала маленькую программку, которая делала скриншот карты с геометкой. Программа отправляла пользователю Толоки картинку с вопросом: является ли место нерелевантным для рекламы. Запустив это задание в Яндекс.Толоке, я получила разметку нерелевантных мест. Дальше моя задача была просто попросить разработчиков написать условие, что в этих точках мы не показываем рекламу.
Это очень просто. Нам не нужно было создавать алгоритм, в итоге вместо полугода мы потратили меньше месяца на решение этой задачи.
Первый фейл: продакт без команды — никто
В какой-то момент мне стало безумно интересно позаниматься B2C. В это время мне написали из VK, я прошла собеседование, мне сделали оффер. Это был мой шанс попробовать B2C, поработать с большой аудиторией.
Моей задачей было сделать сценарий внутри социальной сети, чтобы пользователь, обсуждая со своим другом заказ пиццы, мог это сделать прямо в мессенджере. Тогда VK давал возможность заказывать в «Самокате», «Кухне на районе», Delivery club и сторонних компаниях.
В первую очередь мы запустили веб-сервис VK Food. Я была в восторге, задача очень амбициозная. Я составила стратегию на год, как это делать, но вскоре выяснила, что у меня нет команды разработки. У меня было всего два разработчика, и они были на аутсорсе, но не внутри ВК. Их ресурсы были очень сильно ограничены. В этом был самый большой фейл. Конечно, мы решили эту проблему: мне выделяли разных разработчиков на полставки или на какое-то время.
С тех пор мое золотое правило: даже если под некоторых разработчиков сейчас нет задач, нужно их чем-то занять, увлечь. Без своих ресурсов, без разработчиков продакт — никто. Для каждого проекта нужно на берегу бронировать себе ресурсы: состав команды, скилсет сотрудников, кого из них вы готовы делить с другими проектами, а кого — нет. Нужно иметь свободный ресурс под рукой, иначе ваших разработчиков перераспределят. Когда вы наконец нащупаете правильное решение, реализовать его будет некому.
Какое-то время я поработала на направлении игр в VK и перешла в другую компанию. Но благодаря VK я поняла, что очень хочу заниматься именно B2C, делать те продукты, которые я буду сама использовать в жизни.
В Дзене мы за два месяца подняли время в разделе коротких роликов в 4 раза
Меня пригласили обратно в Яндекс, чтобы запускать инновационный стартап. Но в 2022 году все эти проекты поставили на холд и мне нужно было искать работу в действующей команде.
Я пошла заниматься короткими роликами в Дзен. Я уже работала с такими продуктами в другой компании, поэтому у меня был опыт. Выучив урок из VK, я стала первым менеджером в Дзене, кто отказался работать без собственной ML-команды. Мне пошли навстречу и с нуля наняли под проект ML-специалистов. Это было очень важно, потому что нам предстояло настроить рекомендательную ленту, которая бы быстро реагировала на действия пользователя. Нашей задачей было увеличить время, проводимое в разделе коротких роликов. Мы работали в связке с другими командами, провели около 150 экспериментов, поменяли UI, получили очень много негатива от авторов контента, просели на 30% по времени просмотра коротких роликов, но в итоге за два месяца увеличили этот показатель в четыре раза.
Cейчас я продакт-менеджер в одном из топ-3 аукционных домов в мире. Моя главная задача — диджитализировать пользовательский продукт.
Например, мы запускаем приложение, в котором пользователи могли бы смотреть трансляции аукционов, делать ставки на произведения искусства онлайн и соревноваться с другими бидерами. Процесс поднятия ставки можно автоматизировать, и перебивать стоимость за пользователя будет робот.
Также новое ПО нужно для клерка, который продает лот. У таких людей есть целая система инструментов и подходов, которую мы тоже стараемся перевести в диджитал. Это сочетание контента и e-сommerce, для меня это интересная история.
Как найти работу продакт-менеджером: нетворк и AI-сервисы
Прокачивайте нетворк. Мне в поиске работы больше всего помог LinkedIn, именно с его помощью я нашла текущую работу. Всем, что я делаю, я стараюсь делиться в своем профиле, писать посты. Благодаря этому больше людей узнают обо мне и делают какие-то предложения. На текущую позицию меня порекомендовал один из руководителей Яндекса. Необязательно быть популярным блогером и со всеми дружить, важнее — чтобы как можно больше людей знали, что ты ищешь работу. Напишите в своем профиле, что вы в поиске, напишите своим знакомым. Вполне возможно, что через одно рукопожатие вы знакомы с человеком, который ищет именно такого специалиста, как вы.
Используйте искусственный интеллект. По статистике США, чтобы устроиться на работу, продакт-менеджеру нужно отправить минимум 2000 откликов. Это очень трудоемко, поэтому рутинные задачи я рекомендую автоматизировать при помощи AI-сервисов. Я пользуюсь WonsultingAI, у инструмента есть бесплатная пробная версия, стоит он 20 долларов в месяц, а экономит минимум 20 часов в неделю. Сервис за вас ищет карьерный мэтч, адаптирует ваше резюме под вакансию.
Тренируйтесь на mock-интервью. Это формат, когда вы как бы играете в интервью: проводите его с искусственным интеллектом или с единомышленниками. Я активно пользуюсь инструментом Poised AI, его можно встроить в Zoom. Он записывает и анализирует интервью: отслеживает выражение лица, глаза, уверенность голоса и английский. По итогу можно посмотреть общую аналитику и углубиться: алгоритм отметит, где вы сделали ошибку в английском языке или где можно сделать вашу речь сильнее. Интервью с AI может заменить тренировки с коучами, которые очень дорого стоят.
Также рекомендую Tryexponent, это лучший сервис для продактов, чтобы подготовиться к интервью. Это видеокурс про то, как отвечать на вопросы именно продактам. В рамках курса можно познакомиться с другими людьми, которые его проходят. Если надоест разговаривать с нейросетью, можно поговорить с каким-нибудь человеком из Индии — послушать другой акцент, потренировать друг друга.
Продакт-менеджмент: ожидание и реальность
На самом деле, если вы представляете себе работу в IT как сериал «Кремниевая долина»… то все так и есть. Я иногда ощущаю себя в сериале, особенно когда запускаю большой и дорогой продукт. Любая ошибка — это куча потерянных денег. Иногда бывало, что мы очень много работали перед крупными запусками, всей командой ночевали в офисе. Поэтому я считаю: продактом может стать каждый, для этого не всегда обязателен технический бэкграунд. Главное — чтобы вы горели своим продуктом.