Нетворкинг (от networking – букв. плетение сети: net – сеть + work – работать) — это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых, работающих или имеющих связи в той или иной сфере, максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи. Сюда же можно отнести и популярную теорию шести рукопожатий. Суть ее в том, что любой человек может быть связан с другим совершенно случайным и незнакомым ему человеком примерно за шесть шагов.
Как связаны нетворкинг и социальные сети?
Оформление соцсетей не относится непосредственно к нетворкингу, т.к. он рассчитан на офлайн-встречи. Определение нетворкинга — именно о реальном общении. Но перед каждой встречей будущий собеседник с большой долей вероятности будет изучать страницу в соцсетях, чтобы понимать, с кем предстоит встречаться. Чтобы продвигать продукцию, личный бренд или просто быть на актуальной волне, необходимо следить за страницей в социальных сетях, актуализировать ее, заполнять достаточным количеством информации. Нередки примеры того, как люди не могли раскрутить свое дело из-за полупустой страницы, устаревшего (или не своего) фото на аватаре или банально закрытого профиля.
Несколько советов по заполнению профиля в социальных сетях
- Лучше заполнить максимально подробно данные о карьере: список мест работы с должностями и сроками работы на каждом месте.
- Фотография профиля должна быть качественной. Лучше заказать профессиональную фотосессию в деловом стиле. Рекомендуется убрать неудачные, некачественные фотографии и те, на которых изображены не вы. Кроме того, фото должно быть несколько.
- Проследите за подписками. Уберите или скройте из профиля подписки на сомнительные паблики, которые могут оттолкнуть потенциального собеседника.
- Просмотрите видеофайлы. Не стоит держать в видеозаписях школьные приколы, снятые на телефон. Если удалять не хочется, их всегда можно скрыть от других.
- Лента должна быть максимально деловой. Не нужно репостить публикации из мотивационных пабликов или ванильные цитаты. Желательно оставить в своей ленте репосты из серьезных сообществ.
После наведения порядка на странице можно начинать заводить деловые знакомства.
Как происходит нетворкинг? Основные правила
- На встречи необходимо приходить одному. Если вы пришли с компанией, велика вероятность, что к вам не подойдут для знакомства на мероприятии.
- Визитку лучше сделать с QR-кодом или NFC-меткой. При наведении информация о считается автоматически, а контакт может быть сразу добавлен в телефонную книгу.
- Навязывать услуги не рекомендуется. Стоит только рассказывать о том, чем продукт или услуга может быть полезна для собеседника.
- Лучше иметь буфер перед и после мероприятия. Приходите заранее, пока участники еще ждут общей встречи. В это время они, как правило, готовы больше общаться. То же самое часто случается и после мероприятия.
Первые шаги в нетворкинге
Нужно искать места, где собираются успешные люди. Прежде всего нужно посещать коворкинги, поскольку в них очень часто проходят бизнес-тренинги и официальные мероприятия, нередко — бесплатные. Помимо этого, в коворкингах можно встретить единомышленников и делиться идеями.
Хорошо, если в городе есть кластеры, в которых люди собираются на семинары, воркшопы или тренинги. Лучше заранее изучить расположение таких кластеров в городе и подумать о приезде в другой, если местная активность не отвечает запросам.
Личный блог на профессиональную тематику, канал в Telegram или YouTube позволит искать новые знакомства в желаемой сфере. Не страшно, если со временем он будет заброшен. Материал может послужить хорошим портфолио.
Профессиональный нетворкинг — как его разнообразить?
Прежде всего не стоит зацикливаться на одной сфере. Конечно, профессионализм вырастает из приверженности своему делу, но нужно искать другие мнения, новые способы мышления и встречаться с людьми, имеющими альтернативные взгляды.
Согласно исследованию 1985 года, разница между лучшими и средними показателями ведущих инженеров Bell Labs объясняется вовсе не IQ. Специалисты подходили к своей работе по-разному. Одни работали только внутри своего кластера, не касаясь смежных подразделений. Другие же общались и строили отношения с другими экспертами. Как итог, вторая группа сумела построить более широкие социальные связи, и они были более разнообразными.
Люди, связанные множеством разнообразных социальных сетей, гораздо продуктивнее, поскольку их мышление более гибкое и опирается на альтернативные мнения и точки зрения. Это позволяет им предлагать более креативные и прогрессивные решения. Как прийти к этому креативу? На этот случай также есть несколько советов, которые могут помочь в достижении целей.
Выйдите из зоны комфорта
Нужно сделать первый шаг и завести знакомство с представителями смежной сферы, которая интересна и которая, как вы считаете, может повлиять на работу. Особенно стоит искать впечатления, которых вы прежде боялись. Причем это может быть не только профессиональная занятость, но и новое хобби и увлечение, в котором также всегда можно найти пользу для работы.
Лучше заранее освободить себе время для задач, которые вы прежде считали неудобными или непривычными. Например, развернитесь в сторону, далекую от вашей профессиональной деятельности. Этим занимались многие известные люди: курсы каллиграфии, которые посещал Стив Джобс, впоследствии воплотились в дизайнерских находках компании Apple.
Впустите в ваш нетворкинг осознанность
Профессионализм предполагает внимательность и осознанность. Если вы будете заводить знакомства с людьми за пределами привычного круга, это будет вдохновлять на новые свершения. Когда вы успокаиваетесь, мозг сам начинает понимать, что его тянет в зону комфорта. Тогда есть смысл скорректировать свои планы и решения. К новым решениям часто приводят совершенно не связанные между собой вещи.
Найдите людей, способных помочь вам найти новые идеи
Речь о создании коллабораторских групп. В них обычно входят люди с разными идеями, ролями, происхождением. Группы собираются вместе, чтобы решать различные вопросы и искать что-то новое. Главная цель — вовсе не достичь консенсуса в споре. Вместо консенсуса и компромиссов происходит постоянный спор, здоровая дискуссия. Так развивается дивергентное мышление, помогающее находить плюсы даже в не самых очевидных предложениях.
Можно создать такую группу за пределами работы. В нее должны войти люди, чей путь отличается от вашего. Они должны быть объединены общей целью, которая отличается от их ежедневной роли. Такой клуб или группа смогут вас познакомить с альтернативным взглядом на текущие общие проблемы, найти информацию, которая могла быть от вас скрыта.
Как создать свое нетворкинг-мероприятие?
Если вы являетесь организатором встречи или тренинга, то можете контролировать и список гостей, и связи, которые могут возникнуть на ней. Важно, что социальные навыки на таких встречах не имеют решающего значения. Гораздо больше внимания уделяется материально-технической базе.
Главная проблема в том, кого пригласить на такую встречу. Сразу же возникает страх: кто придет, а кто предпочтет отказаться? Как будет происходить общение во время мероприятия? Будет ли все спокойно? Все предугадать невозможно, как и найти идеальную комбинацию гостей и тематики. Это часто отпугивает от возможности собрать такую встречу. Или происходит противоположное: набор гостей осуществляется случайным образом. Конечно, оба этих варианта не являются идеальными ни с одной из точек зрения.
Посчитайте гостей. Считать, конечно же, следует не по факту их прихода, а заранее. Нужно продумать, какое количество участников будет оптимальным для их общения друг с другом. Например, если гостей больше двенадцати, единый разговор вести становится сложно. Часто оптимальной становится даже небольшая группа из 6 или 8 человек.
Будет ли тема у мероприятия? Казалось бы, это один из ключевых моментов — ведь как участники будут заинтересованы во встрече, если у нее не будет общей темы, их объединяющей? Но тут мы возвращаемся к пункту про выход из зоны комфорта. Успешным людям часто просто хочется поговорить с такими же успешными людьми вне профессиональной деятельности. Поэтому экономисты с радостью могут пообщаться с медийными личностями и наоборот.
Каких людей приглашать? Здесь важен баланс. Нельзя приглашать на мероприятие абсолютно незнакомых друг другу людей вместе с группой знакомых. В таком случае знакомые сразу же найдут себе собеседников и не будут тратить силы и время на общение с новыми людьми. Все должны оставаться в равных условиях.
Кого приглашать? Когда участников много, они могут спокойно перемешаться и общаться друг с другом. Но если среди гостей окажутся те, кто будет тянуть одеяло на себя или заводить беседы на острые темы, это может привести к провалу. Поэтому нужно изучить личности гостей перед их приглашением.
Возьмите помощника. В одиночку бывает справиться довольно сложно, особенно если вы не знакомы с большинством гостей. В таком случае лучше подумать о приглашении соведущего. Их можно найти среди друзей или коллег, готовых и умеющих общаться. Можно даже заранее распределить гостей между собой. Это снимет напряжение на встрече, позволит лучше контролировать беседу.
Что почитать о нетворкинге?
Берт Андерсон. «Правильные знакомства. Нетворкинг без секретов». Эта книга хорошо подойдет начинающим. В ней собраны стандартные советы, позволяющие изучить основы общения.
Максим Чернов. «Из связей — в князи, или Современный нетворкинг по-русски». YouTube-блогер охватывает основы нетворкинга как науки и рассказывает истории людей, которые преуспели на этом поприще.
Алексей Бабушкин. «Эффективный нетворкинг. Как прокачать полезные связи для успеха в бизнесе и жизни». Автор рассказывает, как трансформировать накопленные контакты в положительный результат.
Сергей Щеглов, Михаил Хазин. «Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите». Книга по факту является сборником советов, как с помощью построения правильных социальных контактов достичь успеха.
Александр Кравцов. «Следующий уровень. Книга для тех, кто достиг своего потолка». Книга о том, что не каждый контакт в телефонной книге может быть полезен. Это свежий взгляд на привычный нетворкинг без воды.
Кейт Феррацци, Тал Рэз. «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга». Полезные советы и лайфхаки, как с помощью нетворкинга искать знакомых более высокого уровня.
Гид Петерсил. «Новый код нетворкинга». Преподаватель «Сколково» и бизнесмен дает советы простым языком.
0 комментариев