Roadmap — способ визуального представления стратегии продвижения продукта, запуска проектов и развития всей компании. Внешне представляет собой графическое отображение этапов, которые ведут к поставленной цели.
Roadmap требуется для демонстрации финальной цели и пути, который нужно преодолеть для ее достижения. В дорожной карте показаны все ключевые этапы и сроки, что помогает согласовать работу между отделами компании и отдельными сотрудниками. Roadmap в своей работе используют DevOps-инженеры, продакт-менеджеры, маркетологи и пр.
Стандартная схематичная дорожная карта представляет собой таблицу с временными рамками и задачами, выделенными определенным цветом. Это наиболее простой и наглядный способ. Также существуют варианты с дорожными картами, включающими инфографику, или более сложные интеллект-карты, показывающие прямые связи между этапами и целями с динамикой работы.
Отличия Roadmap от маркетингового плана
Дорожная карта создается на старте проекта, чтобы визуализировать стратегию конкурентного развития. Она может быть создана и после запуска проекта, если в процессе произошли резкие изменения в работе. Сроки, которые устанавливаются в рамках планов по дорожным картам, — от квартала до года. Внутри карт — отчетность, сроки выполнения этапов, приоритеты. Этим Roadmap отличается от маркетингового плана (МП).
МП — это детальное описание каждого этапа работы с четкими требованиями к каждому участнику процесса. Roadmap — гибкая структура, которая может меняться в зависимости от обстоятельств. Ее корректировкой занимается отдельный человек. Одна из самых популярных форм дорожной карты — электронная таблица, которую может увидеть и изучить каждый участник проекта.
Виды Roadmap
Классифицировать дорожные карты можно по целям, которые они должны выполнять, или по целевой аудитории.
Продуктовые
Показывают стратегию разработки и развития товара или услуги. Карта может являться ориентиром как для сотрудников всей компании, так и для конкретных исполнителей. Кроме того, если открыть внешний доступ, она может оповещать ЦА об изменениях в работе с продуктом.
Технологические
Обычно карты такого типа рассказывают об этапах усовершенствования МТБ. Внутри все стандартно: глобальная цель и путь следования к ней.
Маркетинговая
Рассказывает о целях продвижения бренда или бизнеса и проделанной работе. Менеджерам такая карта может подсказать, какие задачи они уже выполнили и чего от них ждут в дальнейшем.
HR-карты
На дорожной карте HR-менеджер может наглядно показывать руководству потребность в новых кадрах и то, как этот вопрос решается в текущий момент.
Клиентские карты
Предназначены для демонстрации клиентам доступных продуктов и услуг, а также рассказа о перспективах и выгодах сотрудничества.
Деление условно: дорожные карты меняются в зависимости от конкретных целей и задач. Итоговое содержание определяют исходя из самого проекта и людей, которые будут им заниматься. Важно понимать, что дорожная карта не является бэклогом, списком с задачами или непосредственно техническим заданием. Roadmap — больше глобальный план, на который нужно иногда ориентироваться.
Глобальные цели Roadmap
Важный момент: дорожная карта не используется с целью получения полной информации о каждом из описанных этапов. В ней приводятся ключевые цели бизнеса и проблемы достижения этих целей. В результате все участники процесса понимают, куда они идут и что должны преодолеть, чтобы этой цели достигнуть.
Улучшение коммуникации
Roadmap помогает организовать взаимопонимание между участниками процесса: руководителями отделов, самими отделами, участниками одной команды.
Построение единого взгляда на ситуацию
Дорожная карта — план, который в любой момент может быть доступен любому участнику команды проекта.
Проведение дискуссий
С помощью Roadmap цели и этапы фиксируются в одном месте. Они видны всем, и это позволяет вносить изменения в текущие планы и задачи при появлении различных обстоятельств и новых точек зрения.
Согласование работы
Синхронизация работ благодаря дорожной карте становится значительно проще, причем на всех уровнях связи.
Реализация планов по Roadmap
Календарь. В календаре указываются сроки и конкретные исполнители, а также текущие показатели и необходимые ресурсы. Это своеобразная презентация намерений и ожиданий.
Экспертиза. Аналитики устанавливают контрольные взаимосвязанные точки — прогноз развития ситуации на каждой из стадий. Обычно это представляет собой многослойную диаграмму.
Концепция. Определяется стратегия, продумываются риски и вероятные сценарии. Схема состоит из нескольких диаграмм, связанных друг с другом, и одновременно выполняет маркетинговую, коммуникативную и планирующую функции.
Управление. На основе генерального плана составляется и план управления. Он необходим для отслеживания текущих достигнутых целей и контроля исполнения.
Методы Roadmap
Наиболее популярными методами разработки Roadmap являются Agile (гибкая модель) и Waterfall (каскадная модель).
Agile
В этой схеме процесс работы разбит на отдельные циклы. Каждый цикл предполагает достижение конкретной цели. Исполнители и руководители процессов на каждом этапе работы могут взаимодействовать друг с другом, что позволяет оперативно вносить правки.
Схема Agile требует от участников процесса большого опыта и четко отлаженного взаимодействия друг с другом. Это, как правило, высококвалифицированные сотрудники, поэтому применение данной схемы предполагает более высокие затраты на оплату труда, что, в свою очередь, повышает общий бюджет проекта. Поэтому в рамках ограниченных финансовых возможностей Agile — сложно реализуемая схема.
Waterfall
Более простой вариант схемы Roadmap. Представляет собой последовательные циклы без необходимости возврата к какому-либо пройденному этапу. Структура процесса обычно понятна всем участникам, не требует больших затрат на просчитывание разных вариантов развития событий. Схема доступна сотрудникам любой квалификации.
Но есть и минусы. Главный — отсутствие гибкости. При форс-мажоре необходимо выделять дополнительные средства на покрытие затрат или экономить на последующих этапах. Один из вариантов сгладить риски — планирование этапов примерно в одно и то же время. Пространства для маневра становится больше.
Этапы составления Roadmap
Процесс составления дорожной карты состоит из нескольких последовательных этапов.
1. Определение ЦА. На этом этапе нужно понять, для кого будет предназначена дорожная карта.
2. Выбор правильной структуры. Подбирается исходя из ЦА. Есть условное деление на три типа дорожных карт: с временными рамками, без них, а также гибридный тип. Временные рамки помогают понять примерные сроки каждого этапа. Если четких временных границ для долгосрочного планирования нет, используют Roadmap без сроков. Гибридный тип дорожных карт подходит для краткосрочного планирования.
3. Формулировка идей и задач. На этом этапе достаточно сформулировать ключевые цели, не углубляясь в подробности и детализацию.
4. Продуманная стратегия. Необязательно следовать строго по плану и срокам. Нужно проанализировать имеющиеся цели и расставить приоритеты на текущий момент.
5. Продуманные способы контроля. В дорожной карте должны быть зафиксированы текущие результаты работы, чтобы всегда была возможность скорректировать дальнейшие задачи или убедиться, что все идет согласно плану. Поэтому продуманный и качественный контроль также необходим.
Сервисы для составления Roadmap
Дорожная карта обычно создается в табличном документе: Google Таблицах, Excel или PowerPoint. Кроме того, существуют специальные сервисы для создания Roadmap: Venngage, Roadmap Planner, ProductPlan, — а также готовые шаблоны из интернета.
ProductPlan
Сайт доступен по подписке — от $39 в месяц, тестовый период длится 14 дней. Ресурсом пользуются такие бренды, как Coca Cola или Adobe. На сайте можно найти разнообразные шаблоны для дорожных карт, доступна загрузка таблиц Excel, экспорт файлов в разные форматы. Русскоязычного интерфейса нет.
Roadmunk
На сервисе также довольно много шаблонных схем дорожных карт. Помимо этого можно добавлять вручную новые элементы, экспортировать файлы в другие форматы, подключать совместное пользование. Сервисом пользуются Microsoft, Amazon, Netflix, MasterCard. Стоимость подписки $19, действует 14-дневный пробный период. Русскоязычного интерфейса нет.
Venngage
Онлайн-конструктор, позволяющий создавать дорожную карту на основе одного из нескольких шаблонов. У сайта есть бесплатная версия, имеющая базовый набор опций. Полная версия обойдется в $19 для частных лиц и $49 для бизнеса. Работает на нескольких языках, включая русский.
Aha!
Один из самых дорогих сервисов ($59 в месяц), но с возможностью бесплатной работы с базовой версией небольшим командам (2–4 человека). Пробный период длится 30 дней. Ресурс полностью англоязычный, подходит преимущественно маркетинговым компаниям. Доступна интеграция Google Analytics, Zendesk и других сервисов. Помимо веб-версии есть и мобильное приложение.
Составление дорожной карты может показаться сложной задачей, но рассматривать ее стоит не как подробный план с разбором каждого пункта, а как визуальное отображение целей проекта. Она прекрасно справится со своей задачей помощника при планировании и отслеживании выполнения целей всей команды.
Другие термины на «R»
Все термины
1 комментарий