Баннер мобильный (1) Пройти тест

Стейкхолдер

Глоссарий

5 марта 2024

Поделиться

Скопировано

Содержание

    Стейкхолдеры — это лица и организации, которые непосредственно работают над проектом, могут пользоваться результатами работы и влияют на них. Чтобы проект был успешным, все эти люди и организации должны работать как единый организм.

    Методика выявления стейкхолдеров следующая.

    1. Определяются все люди и организации, способные оказать влияние на проект.

    2. Классифицируются по влиянию на проект и тому, насколько они в нем заинтересованы. Удобный вариант — использовать матрицу поддержки и влияния.

    3. Вырабатывается план действий, как и на кого влиять, с учетом внутренних условий проекта.

    Как правило, этим занимается менеджер проекта, который имеет опыт работы со всеми группами, попавшими в квадраты, и отвечает за успех проекта.

    Какие типы стейкхолдеров существуют

    Первичные

    Находятся в непосредственной близости к проекту. Это руководители компании и сотрудники, инвесторы, партнеры, поставщики. То есть все те, кто работает над проектом, вкладывает в него силы, знания и ресурсы. Без первичной группы стейкхолдеров проект не сможет существовать физически.

    Вторичные

    Не имеют прямого отношения к проекту, но обладают значительным влиянием на него: органы власти и общественные институты, средства массовой информации, активисты, общественные деятели, покупатели и т.д. Например, органы местной власти могут не знать о проекте, но изданный указ или резолюци способны его остановить. Или, наоборот, удачная публикация в социальных сетях у блогера или средствах массовой информации обеспечит интерес к продукту, который вы выпускаете.

    Внутренние

    Участвуют в финансировании проекта: руководство, рабочая группа, менеджеры и акционеры. Несмотря на то что все они работают над общей задачей, каждый преследует собственные цели. Например, акционер хотел бы иметь больше власти при принятии решений, менеджмент — снизить затраты, сотрудник — увеличить зарплату.

    Внешние

    Влияют на результат или участвуют в реализации продукции: банки, конкуренты, посредники, СМИ, органы государственной власти и т.д. Эти лица могут быть заинтересованы в проекте только косвенно или не заинтересованы совсем, но это не означает, что они не могут оказывать на него воздействие.

    Чем занимаются стейкхолдеры

    Управление проектом

    Наверху находятся совет директоров и акционеры, которые отвечают за финансирование продукта. Ниже — руководитель, наделенный полномочиями принимать ключевые решения по формированию команды и обеспечению ее работоспособности. Он не только набирает сотрудников в команду, но и разрабатывает должностные инструкции и технические задания, общается с клиентами. Полномочия руководителя согласовываются с заказчиком и закрепляются контрактом.

    Управление качеством

    Контроль качества может осуществляться как внутри, так и снаружи компании. Имеются в виду различные опросы покупателей, государственные и коммерческие организации, осуществляющие лабораторные исследования, выдающие сертификаты качества и т.д.

    Управление рисками

    Анализом рисков могут заниматься сотрудники компании, инвесторы и банки. Все риски можно разделить на внешние, от которых можно защититься только посредством разработки специальной документации или с помощью страховых программ, и внутренние. Во втором случае всю работу по их анализу могут взять на себя специалисты компании.

    Влияние на технические процессы

    На них оказывает влияние команда проекта или сотрудники компании: инженеры, маркетологи, менеджеры и т.д. Что касается внешних стейкхолдеров — они могут влиять на продукт только косвенно. Например, если потребитель жалуется на низкую скорость интернета, компания может провести работу над ошибками и использовать более современное оборудование. Или если чиновники организуют внеплановую проверку предприятия, на которой будет выявлено нарушение.

    Чтобы создать качественный продукт, необходимо учитывать интересы всех групп стейкхолдеров. Благодаря анализу, проведенному внутри компании, можно понять, какие настроения в ней преобладают, выявить проблемы, которые могут помешать. Исследуя внешних стейкхолдеров, можно спроектировать алгоритм воздействия на разные группы, найти союзников или определить неожиданные преграды.

    Менеджер проекта имеет дело со всеми типами стейкхолдеров. Основная его задача — управлять ими таким образом, чтобы проект был успешен. Он принимает участие во всех этапах проекта — от создания концепции до презентации готового продукта.

    Поделиться

    Скопировано

    0 комментариев

    Комментарии