Скилл

Скилл (skill) — это рабочий, игровой или социальный навык. Обычно термин используют для обозначения уровня профессионализма: «высокие скиллы» — человек хорошо умеет что-то делать, «низкие скиллы» или «лоускилл» — навыков пока недостаточно.

В профессиональной сфере набор скиллов — это список компетенций специалиста, то, что он умеет по работе. В неформальной речи словом «скилл» обозначают любой навык, который можно развить: от рисования до умения организовать свою жизнь.

Геймеры называют скиллами набор игровых способностей персонажа или мастерство самого игрока. Нередко термин используется в IT и других современных отраслях.

Hard skills и soft skills: в чем разница

Навыки бывают двух видов: софт-скиллы и хард-скиллы.

  • Hard skills, или «жесткие навыки», непосредственные рабочие или технические компетенции. Понимание какой-то технологии, умение пользоваться определенной программой, опыт вождения или знание английского — это все хард-скиллы. Они специфичны для конкретной профессии и обычно остаются неизменными на одной и той же должности в разных компаниях. Разработчик везде будет писать код на «своем» языке, а повар — готовить еду. Разница только в деталях.
  • Soft skills, они же «мягкие» или «гибкие навыки», — это качества, которые помогают человеку работать лучше и эффективнее. Например, умение договариваться, стрессоустойчивость, внимательность, самоорганизация или тайм-менеджмент — софт-скиллы. Они не менее важны, чем «жесткие» навыки, но требования к ним различаются от компании к компании, а критерии оценки размыты.

Хард-скиллы делают человека профессионалом, софт-скиллы — хорошим работником. Чтобы построить успешную карьеру, нужно и то и другое.

Какие скиллы важнее — жесткие или мягкие

На этот вопрос нет однозначного ответа. Без жестких навыков не получится работать по специальности, мягкие же однозначно важны для продвижения и для качественного выполнения обязанностей. Некоторые исследования отмечают, что успешность карьеры на 80% зависит именно от софт-скиллов — но многое зависит и от сферы, и от должности, и от компании.

Так, программисту нужно уметь работать в команде — в разработке задействовано много людей. Дизайнеру важны креативность, творческое мышление. Всем нужны эффективность, способность впитывать новую информацию и развиваться: без этого навыка будет сложно поддерживать хард-скиллы.

Компании обычно сообщают, какие компетенции для них важны в сотруднике, что он должен знать и уметь. Так что ориентируйтесь еще и на требования работодателя.

Как проверить свои скиллы

«Жесткие» скиллы проверить относительно легко. Для этого есть тестирования, экзамены, разные виды аттестаций. Это объективные умения, которые можно измерить и оценить с помощью стандартных методов, поэтому их проверять проще. Если вам интересно, насколько вы продвинулись, скажем, в программировании, можете найти любое тестирование по интересующей теме и постараться его пройти. Тестовое задание при приеме на работу — тоже проверка хард-скиллов.

С «мягкими» навыками сложнее: это личностные качества, которые не получится измерить стандартными средствами. Если здесь и можно применять тесты, то психологические или ситуативные: к примеру, спрашивать человека, как бы он повел себя в такой ситуации. Но ответ может быть необъективным: люди нередко воспринимают себя иначе, чем есть на самом деле.

Поэтому софт-скиллы сложно проверить. Но возможно: попробуйте мысленно ставить себя в разные ситуации, следите за своими решениями, посмотрите критическим взглядом на то, как планируете день или реагируете на стресс.

Какие софт-скиллы сейчас важны работодателям

В 2020 году LinkedIn провела опрос и выделила пять софт-скиллов, которые работодатели сейчас требуют от соискателей чаще всего. Вот что туда вошло.

Командная работа. Сейчас все меньше одиночек, компании действуют слаженно, и коммуникация между коллегами важна. Неумение «играть в команде» тормозит процессы и мешает их отладить — и это касается в том числе людей, которые стремятся взять всё на себя.

Эмоциональный интеллект. Это понятие означает способность слышать, распознавать и контролировать эмоции. Человек с развитым эмоциональным интеллектом хорошо понимает чувства других, умеет разбираться в собственных эмоциях, сохранять баланс между ними и рассудочными решениями, правильно реагировать и давать обратную связь. Еще есть социальный интеллект — то, насколько человек успешен в социальном взаимодействии. Он тоже важен: оба этих навыка помогают поддерживать эффективность и дружелюбную атмосферу в коллективе.

Адаптивность. Это умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам — качество, ценное в мире, который постоянно меняется. Бизнес сейчас развивается очень быстро, особенно в современных динамичных отраслях, — нужно соответствовать актуальным стандартам и знать, куда расти, чтобы быть хорошим эффективным профессионалам.

Навык убеждения. Убеждение — это не продавливание своей точки зрения, а умение донести позицию, простым языком объяснить, для чего нужно выбранное решение, что будет лучше в той или иной ситуации. Оно помогает грамотнее ставить задачи, добиваться принятия верных решений, быть эффективнее при переговорах и достигать целей. Убеждение особенно важно руководителям и специалистам, которые общаются с людьми.

Креативность. Умение придумывать что-то новое, а не действовать по шаблону, сейчас ценится: оригинальные способы помогают справиться с, казалось бы, неразрешимыми задачами. Сейчас важно уметь искать нестандартные решения, и эту способность нужно развивать. Она не появляется из ниоткуда и не изучается академическими средствами — нужно менять собственное мышление. Это, впрочем, касается практически всех софт-скиллов.

Как развить разные виды скиллов

Жесткие. Их можно получить академическим путем: некоторые — за несколько дней, другие — за месяцы или годы. Такие умения — объективные и четкие: о них пишут учебники и статьи, проводят семинары. Получить знания можно самостоятельно, если изучать материалы по теме, или на курсах под контролем опытного преподавателя. Второй вариант бывает эффективнее, потому что ментор сразу расскажет об актуальных практиках и решениях.

Мягкие. Soft skills изучаются дольше: для их освоения нужно изменить мышление и поведение, а это небыстро. В отличие от жестких скиллов, здесь недостаточно понимать технологию. Но материалы для обучения все равно есть, просто другие.

Для развития софт-скиллов существуют тренинги личностного роста, различные вебинары и психологические практики. Есть и книги: мотивационные, о влиянии, коммуникации и планировании.

Направлений софт-скиллов много, поэтому сначала стоит определиться, чего вам не хватает. Для этого ответьте себе на вопросы: какие софт-скиллы пригодятся в будущей профессии и насколько они развиты у вас? Затем можно намечать план действий.

Книги про софт-скиллы и эффективность

  • Если в работе важна самоорганизация, обратите внимание на материалы по личной эффективности, такие как «Джедайские техники» Дорофеева или «Думай медленно, решай быстро» Канемана. Проблемы с самоорганизацией и work-life balance — «профессиональная болезнь» айтишников, особенно на удаленке.
  • Классикой для развития навыков коммуникации и убеждения считаются книги Карнеги, но кроме него есть «Психология влияния» Чалдини и другие нон-фикшн-материалы. Такие скиллы важны менеджерам, командным игрокам, которым часто приходится доносить свою точку зрения.
  • Про креативность тоже есть много книг — от «Кради как художник» до «Рисового штурма». Быть креативным полезно в любой сфере, но важнее всего это дизайнерам, проектировщикам и другим представителям творческих специальностей.

На курсах мы учим хард-скиллам и рассказываем про софт-скиллы, важные в выбранном направлении.

Освойте новую профессию

(рейтинг: 5, голосов: 1)
Добавить комментарий