Сильное портфолио, которое привлекает внимание рекрутеров и заказчиков, упрощает поиск работы и помогает находить заказы на фрилансе. В этой статье рассказываем, как программисту сделать портфолио и на что стоит обратить внимание.
Что такое портфолио и зачем оно нужно
Портфолио — сборник проектов специалиста, над которыми он работал и готов публично рассказать о них. С его помощью работодатель может оценить навыки кандидата. Кроме того, заказчики смотрят портфолио, чтобы понять, будет ли полезен опыт фрилансера для реализации проекта.
Чаще всего список своих работ собирают представители творческих профессий: дизайнеры, художники, аниматоры, фотографы и другие специалисты. В их случае это практически единственный способ показать уровень профессионализма. В программировании портфолио в привычном его виде будет полезно веб-разработчикам, мобильным разработчикам и всем, кто работает с визуальной составляющей.
Другим специалистам сложнее показать свои проекты. К примеру, если программист разрабатывает бэкенд, то это трудно представить визуально. В этом случае надо показывать красоту кода. Аналитикам, системным администраторам, дата-сайентистам и тестировщикам также сложнее презентовать свои навыки в портфолио.
Сильное портфолио не только красиво выглядит и структурирует проекты кандидата. С его помощью можно облегчить другие задачи во время поиска работы:
- Софт скилы. С помощью портфолио можно прокачать навык самопрезентации и обучиться новым навыкам. К примеру, если разработчик никогда не описывал кейсы, то процесс сбора списка проектов научит этому.
- Поиск вакансий. Хорошее портфолио может искать работу за кандидата. Рекрутеры сами будут предлагать интересные проекты, даже если вы не откликались на вакансию.
- Экономия времени. Работодателю проще и быстрее оценить навыки, если есть примеры проектов.
- Новые знакомства. Портфолио может заинтересовать не только рекрутеров, но и других разработчиков или организаторов конференций. Это прокачивает личный бренд и уровень экспертизы в сфере.
- Заработок. Сложные работы в портфолио помогают фрилансерам брать больше за свои услуги, а при устройстве на работу это может стать поводом для обсуждения повышенного оклада.
Портфолио vs резюме
Важно понимать, что портфолио и резюме — разные документы, и одно не может заменить другое. С помощью резюме кандидат кратко рассказывает о себе, отмечая навыки и достижения, которые могут заинтересовать рекрутера. Портфолио подтверждает всё перечисленное в резюме конкретными примерами работ.
В резюме важна краткость, поэтому в нем можно указать место работы и кратко рассказать про обязанности и достижения. Для детального описания рабочих проектов лучше использовать портфолио. В нем нет ограничений по объему и формату.
Каким бывает портфолио
Разработчики, дизайнеры и представители других диджитал-профессий обычно используют цифровые портфолио. Ими проще делиться, а процесс создания занимает меньше времени. Еще есть печатное портфолио, но сейчас этот вид самопрезентации используют реже. Специалистам и рекрутерам проще работать с цифровыми документами, а не собирать папки с распечатанными кейсами.
Виды цифрового портфолио
Главное требование к цифровому портфолио — доступность на большом количестве устройств. Важно выбрать формат, который открывается на всех видах гаджетов. Рекрутер может просматривать портфолио с ноутбука, смартфона или планшета. Все должно работать быстро и правильно отображаться. Для этого подходят следующие форматы и платформы:
- Профиль на GitHub. Разработчики используют GitHub для совместной работы, хостинга проектов и хранения истории изменений кода. При этом сервис похож на своеобразную социальную сеть. В своем профиле можно указать ссылки на проекты, рассказать про реализацию и сделать отдельные страницы для каждого кейса. GitHub открывается на всех устройствах, а рядом с вашим портфолио всегда находится код, поэтому у работодателя есть возможность оценить его качество.
- Собственный сайт. Список проектов можно собрать на личном сайте. В этом случае можно использовать любые технологии и не зависеть от возможностей конкретной платформы. К тому же адаптированный сайт открывается на всех устройствах. Если нет опыта в веб-разработке, то можно воспользоваться конструкторами — к примеру, в Tilda есть шаблоны для создания сайта-портфолио.
- PDF-документ. Красивое портфолио можно сделать в графическом редакторе и сохранить в формате PDF. Ссылкой на него легко поделиться в социальных сетях, а документы в таком формате открываются везде. Подойдут и облачные сервисы, например Google Drive или Notion: в них можно сделать файлы с портфолио и делиться ссылками на них.
Структура портфолио
Портфолио — свободный формат, в котором можно проявить творческий подход и реализовать что-то необычное. Нет единых правил, регламентирующих то, каким должно быть портфолио. Важно, чтобы рекрутер понимал, кто вы, чем занимаетесь и как можно с вами связаться. Поэтому не забудьте добавить в свое портфолио следующие разделы:
- Блок «О себе». Обязательно укажите, кто вы, и дайте ответы на вопросы работодателя. Укажите имя, должность, город проживания или часовой пояс, в котором работаете. Даже самое детальное и сильное, но безымянное портфолио принесет мало пользы.
- Контакты. Если цель портфолио — получать предложения о сотрудничестве, то обязательно укажите контакты. Это может быть ссылка на социальную сеть, адрес электронной почты, номер телефона или никнейм в мессенджере. Лучше добавить несколько способов связи, чтобы работодателю было из чего выбрать.
- Примеры работ. Каждый кейс надо подробно описать, рассказав, какие проблемы удалось решить, с помощью каких технологий, за какой срок и показать результат. Кейсы лучше сопроводить фотографиями, скриншотами или видео. Можно указать ссылку на проект, если он находится в публичном доступе. Так рекрутер сможет сам оценить качество работы.
- Отзывы клиентов. Фрилансеру можно добавить в портфолио подробные отзывы клиентов. Для этого надо попросить заказчиков оставить обратную связь. Отзыв лучше сопроводить ссылкой на соцсети клиента.
- Призыв к действию. В конце портфолио можно оставить форму для связи или предложение обсудить проект на специальных условиях. Это поможет увеличить количество заявок.
Как выбрать проекты для портфолио
Если у вас большой опыт в сфере и накопилось много проектов, то не надо добавлять в портфолио их все. Это его перегрузит, а у рекрутеров не так много времени, чтобы внимательно ознакомиться с каждым кейсом. Лучше выбрать 2–3 крупных проекта и 5–6 небольших. Помните, что лучше показывать проекты в разных стилях или сферах. Это поможет убедить работодателя, что вы можете решать разнообразные задачи.
Новичкам сложнее наполнить портфолио из-за отсутствия сильных кейсов с крупными заказчиками. В таком случае лучше выбрать наиболее подходящие и детально проработанные учебные проекты. Достаточно добавить 2–3 подробных кейса.
Ошибки при создании портфолио
- Много кейсов. Если в портфолио много проектов, то работодателю будет сложнее оценить вас как специалиста. Скорее всего, он посмотрит 2–3 работы из начала списка. Поэтому лучше сосредоточить внимание на небольшом количестве кейсов.
- Нет контактов. Обязательно добавить блок с контактами для обратной связи. Если ваши работы понравятся рекрутеру, то он захочет написать вам и предложить собеседование. Еще лучше сразу добавить ссылку на резюме со всей важной информацией.
- Давние проекты. Обновляйте портфолио хотя бы раз в год. Старые проекты могут заставить работодателя думать, что вы уже давно работаете в другой сфере и поэтому перестали обновлять портфолио.
- Несуществующие работы. Не придумывайте проекты и не завышайте свою роль в реализации проекта. Рекрутеру важно оценить ваши навыки и понять, подходите ли вы на должность.
Как создать портфолио
- Поставьте цель. Подумайте, для чего вы делаете портфолио. Это может быть желание найти новую работу в хорошей компании, рассказать о себе в сообществе или начать получать заказы на фрилансе. От цели зависит то, как будет выглядеть портфолио.
- Ознакомьтесь с примерами. Посмотрите на портфолио других специалистов. Это поможет выбрать стиль оформления и концепцию. Обратите внимание на разделы, которые они используют.
- Соберите проекты. Выберите из самых удачных 5–6 кейсов, которыми готовы поделиться. Важно, чтобы проекты были закончены и не находились под NDA (соглашение о неразглашении). Оформите каждый кейс и подробно расскажите про его реализацию.
- Проверьте. Убедитесь, что все ссылки в портфолио правильно открываются, в тексте нет ошибок и присутствует блок с контактами. После этого портфолио можно публиковать.
Где искать идеи для портфолио
Примеры портфолио разработчиков можно посмотреть в открытом репозитории Awesome GitHub Profile README. В нем собраны лучшие GitHub-портфолио, но их можно адаптировать под другие форматы и платформы. Портфолио разбиты на категории, что упрощает поиск.
Что в итоге
- Сильное портфолио с детальными кейсами выделяет специалиста на фоне остальных и помогает искать работу.
- Портфолио дополняет резюме, а не заменяет его.
- Лучше всего использовать цифровые варианты портфолио. Ими проще делиться и удобнее редактировать.
- Для портфолио выберите 2–3 крупных проекта и 5–6 небольших, опишите их подробно.
- Разработчик может разместить портфолио на GitHub или создать собственный сайт. Если нет опыта в веб-разработке, то можно воспользоваться конструкторами.
- Каждый кейс надо сопроводить подробным описанием, скриншотами, рассказать о процессе создания и используемых технологиях.
- Не придумывайте проекты, а рассказывайте только о тех кейсах, над которыми действительно работали.