Пообщались с экспертом и студентами магистратуры «Управление IT-продуктом» МФТИ и Skillfactory, чтобы собрать пошаговый план работы продакт-менеджера.
Кто такой продакт-менеджер и чем он занимается
Продакт-менеджер управляет разработкой продукта от идеи до его реализации. Его можно сравнить с дирижером оркестра: не играет на инструменте, но именно от него зависят гармония и успех всего произведения. Продакт-менеджер координирует работу команды разработчиков, дизайнеров, маркетологов и других специалистов.
За что отвечает продакт-менеджер
- Фокус на пользователе: продакт-менеджер всегда защищает интересы пользователя.
Пример: Компания разрабатывает приложения для мам. Продакт собрал потребности потенциальной целевой аудитории, среди которых — возможность создавать чек-листы для сбора в детский сад. Руководитель компании, у которого нет детей, не понимает важность этой функции и предлагает ее исключить. Продакт встает на сторону пользователя и доносит важность разработки именно этой функции.
- Инновации: продакт-менеджер вносит в проект новые методы и решения.
Пример: Если продакт видит, что собранная команда плохо работает по методике Scrum, он предлагает пользоваться Kanban. Scrum и Kanban — это методологии работы над проектом из семейства Agile.
- Эффективность команды: хороший продакт-менеджер умеет объединить команду вокруг общей цели.
Пример: Члены команды могут быть не всегда согласны друг с другом. Продакт выслушивает каждую из сторон, фиксирует и объединяет точки зрения в компромиссный вариант для проекта.
- Рентабельность: правильное управление продуктом приводит к увеличению прибыли компании.
Пример: В период пандемии в приложении для мам нет потребности в чек-листе для сбора в детский сад, так как родители и дети сидят дома. Зато есть потребность чек-листа здорового режима для малыша. Продакт не только фиксирует текущие потребности пользователей, но и предугадывает будущие, реагирует на изменения, чтобы продукт развивался в нужном направлении.
Разбираем работу продакта по шагам
Шаг 1. Исследование рынка и анализ потребностей пользователей
Работа начинается с глубокого погружения в рынок и потребности пользователей. Аналитические глубинные интервью с потенциальной аудиторией называются CustDev (от Customers Development).
Студенты первого курса магистратуры МФТИ и Skillfactory по направлению «Управление IT-продуктом» приняли участие в хакатоне, где нужно было создать продукт. 15 команд разрабатывали решения для трех проектов от реальных заказчиков: «Макрвиз», Forecast NOW, Pruffme.
По брифу компании Pruffme участники создавали инструмент для покер-планирования на онлайн-доске.
Скрины из презентации команды
Шаг 2. Формирование идеи продукта
На этом этапе продакт включает воображение на полную мощность, генерирует идеи и оценивает их жизнеспособность. Здесь важны не только креативность и стратегическое мышление, но и понимание технических возможностей и ограничений. Далее совместно с продактом команда из руководителей компании, разработчиков и дизайнеров вместе создает концепцию продукта.
Шаг 3. Разработка продуктовой стратегии
В стратегии описывают цели продукта, его место на рынке и целевые показатели успеха. Также разбирают целевую аудиторию и ее потребности, а еще конкурентов с их слабыми и сильными сторонами. После — формируют список задач, который помогает достичь цели, расставляют приоритеты выполнения.
Стратегия не статична, она может меняться в зависимости от обратной связи пользователей продукта, шагов конкурента или условий окружающей среды. Стратегию нужно не только разработать, но и защитить перед заказчиком, командой.
Шаг 4. Создание дорожной карты продукта
На этом шаге продакт планирует этапы развития продукта. Тесно взаимодействует с командой разработки, дизайнерами и маркетологами. Здесь необходимы навыки проектного управления и стратегического планирования.
Пример: Над большим проектом работает несколько команд, внутри которых происходит собственное планирование и распределение ролей. Чтобы успешно реализовать проект, каждая команда должна двигаться к общей цели, решать задачи в общем графике. Чтобы зафиксировать договоренности, создают дорожную карту. В ней описывают стратегию, ключевые этапы или события, цели и задачи проекта.
Шаг 5. Определение и приоритизация требований к продукту
Это этап определения и приоритизации требований. Продакт управляет бэклогом продукта, пишет user stories, общается с разработчиками, дизайнерами и тестировщиками, проводит встречи с пользователями, чтобы дополнить или уточнить важную информацию.
Шаг 6. Координация разработки продукта
Когда начинается непосредственная разработка, продакт превращается в координатора. Участвует в планировании спринтов, контролирует выполнение задач, решает возникающие проблемы. Знание Agile-методологий, лидерские качества и умение решать конфликты помогают держать процесс разработки под контролем.
Шаг 7. Запуск и тестирование MVP
Запуск и тестирование MVP — это момент истины. MVP — это Minimum Viable Product, или минимально жизнеспособный продукт, самая ранняя версия работающего продукта с минимальным набором функций.
Продакт организует тестирование, проводит для клиентов презентацию демо и собирает обратную связь. Он постоянно находится на связи с пользователями, командой разработки и маркетологами. Понимание принципов UX и умение быстро адаптироваться к изменениям здесь незаменимы. Самое главное — определить тот минимальный функционал, который будет достаточен для пользователей на первой итерации.
Шаг 8. Анализ метрик и итерационное улучшение продукта
В конце наступает этап анализа метрик и дальнейшего улучшения продукта. Здесь продакт становится аналитиком, отслеживает ключевые показатели, анализирует пользовательское поведение и планирует улучшения.
Процесс работы над продуктом не линейный, а скорее циклический. Продакт постоянно переключается между ролями, адаптируется к изменениям и новым вызовам.