Баннер мобильный (3) Пройти тест

«Человек, который всем надоедает»: кто такой продюсер игр

Отвечает за то, что любимые игры выходят в продакшн

Разбор

8 августа 2024

Поделиться

Скопировано
«Человек, который всем надоедает»: кто такой продюсер игр

Содержание

    В России почти 88 миллионов людей играют в видеоигры. Иногда геймеры по несколько лет ждут релиза новых проектов, которые создают целые команды профессионалов: разработчиков, художников, геймдизайнеров. Продюсер игр — тот, кто превращает творческий процесс в готовый коммерческий продукт. 

    Вместе с продюсером и геймдизайнером из студии Dobro Games Сергеем Снегиревым разбираемся, какие задачи решает игровой продюсер, сколько зарабатывает и как им стать.

    Чем занимается игровой продюсер

    Профессия продюсера игр — это микс из задач и обязанностей проджект— и продакт-менеджера, а также геймдизайнера. Этот специалист должен уметь управлять командой, разбираться в играх, понимать, чего хочет аудитория.

    Среди задач продюсера игр: 

    • организовывать продуктивную работу команды: следить за сроками, контролировать процессы, использовать гибкие методологии;
    • разрабатывать стратегию позиционирования игры на рынке: изучать целевую аудиторию, конкурентов, находить способы создать новый привлекательный продукт; 
    • генерировать идеи и концепции игры, придумывать и выбирать основные игровые механики;
    • готовить питч проекта и презентовать потенциальным инвесторам; 
    • управлять бюджетом на разработку игры, использовать разные методы привлечения инвестиций и дальнейшей монетизации проекта;
    • контролировать юридические и финансовые аспекты: авторское право, лицензирование, налогообложение;
    • анализировать данные, выявлять тенденции и проблемы продукта, оптимизировать игровой процесс, чтобы повысить ключевые показатели (скачивания, внутриигровые покупки и т. д.).

    Что должен знать и уметь игровой продюсер

    Сергей Снегирев
    Руководитель отдела разработки
    Dobro Games

    Продюсер должен хорошо понимать игровой рынок, в том числе разбираться в его технической части. Например, как работают разные игровые механики, в каких жанрах их лучше применять. Он должен понимать, какую игру и для кого делает команда, какие есть возможности и ограничения, чтобы направлять разработку в нужное русло. 

    В процессе важно следить не только за сроками и бюджетом проекта, но и за тем, что получается у команды. Например, команда придумала механику, которая на словах работает отлично. Вы запускаете прототип в производство, проходит три месяца, и вы понимаете, что это никому не будет интересно. В этой ситуации задача продюсера — быстро среагировать, придумать план «Б», чтобы разработка не затянулась и на выходе получился понятный людям продукт. 

    Продюсер — это тот человек, который всем надоедает бесконечными совещаниями, встречами, влезает везде, где команда хочет или не хочет его видеть. Быть назойливым — долг профессии, потому что именно продюсер несет ответственность за то, какой получится игра. 

    Поскольку работа предполагает тесный контакт с командой, главное для продюсера — это человеческие качества и умение коммуницировать с людьми. Я знаю специалистов, которые считают страх своим главным инструментом, но я не согласен с таким подходом. Я думаю, что нужно обращаться с людьми по-доброму, создавать комфортную среду. Чем лучше себя чувствуют разработчики, тем качественнее результат и тем стабильнее команда. 

    Как стать продюсером игр

    Через геймдизайн

    Часто продюсерами становятся геймдизайнеры, которые хотят выйти на более высокие управляющие должности. У них есть преимущество: опыт и понимание процессов разработки игр. Чтобы выйти на уровень продюсера, достаточно развивать управленческие и аналитические навыки. Например, на онлайн-курсах или в вузе.


    Продюсеру желательно знать, к примеру, как художник рисует арт, через какие этапы проходит и сколько времени это занимает. Геймдизайнеры в инди-проектах часто могут сделать работу за любого участника команды — доделать эффект, зарендерить модели, запустить скрипт

    Продюсер с таким опытом понимает, как устроена работа, может трезво определить сроки и более объективно оценивать проект. 

    Сергей Снегирев,
    руководитель отдела разработки
    Dobro Games

    С нуля

    Игровой опыт дает преимущество тем, кто хочет стать продюсером игр. Но освоить профессию можно и без него. Этот путь дольше и сложнее, но опыт показывает, что при большом желании и мотивации это вполне возможно — как и в любой другой специальности. 

    Где учиться на продюсера игр с нуля:

    • Курсы. Получить базовое понимание процессов игровой разработки можно на онлайн-курсах. Здесь вы изучите основные игровые механики, процесс разработки сюжета и работу с движками, например Unity. 

      Плюсы этого подхода: можно быстро войти в сферу, завести полезные знакомства. 

      Минусы: навыки проджект-менеджера, аналитика и продакта, скорее всего, придется развивать отдельно — на дополнительных курсах.
    • Высшее образование по специальности. Некоторые университеты предлагают программы по управлению игровыми проектами. Они обучают основам геймдева, руководства командой, бюджетированию и продвижению продукта на рынке. 

      Очевидный плюс этого подхода: вы получите комплексные знания в одном месте и выйдете на рынок готовым специалистом. 

      Минус: это программы магистратуры, на которых нужно учиться два года.

    Где получить опыт в продюсировании игр

    Порог входа в игровую индустрию довольно высокий, поэтому попасть в проект без опыта практически невозможно. 

    Есть несколько вариантов, где его можно получить:

    • Геймджемы. Это подвид хакатона, который создан специально для игровых разработчиков: в течение определенного времени участникам предлагают разработать концепцию или прототип игры по заданию, теме или ключевому слову. Геймджемы могут быть соревновательными или дружескими, найти их можно офлайн в своем городе или онлайн.
    • Стажировки. Стажировки в российской игровой индустрии редкость, тем не менее следить за ключевыми разработчиками, особенно в сегменте мобильных игр, стоит. Например, Epic Games размещают опен-коллы на стажировки у себя на сайте. Если вы попадете на стажировку — получите возможность поучиться у состоявшихся профессионалов и дополнить портфолио.
    • Пет-проекты. Это логичный и при этом самый сложный способ. Для того чтобы создать свой, даже небольшой игровой проект, нужно приложить много усилий — собрать команду или сделать все самому. Плюс в том, что вы сами управляете процессом: можно начать в любой момент, довести проект только до демоверсии и положить в портфолио.


    Процесс поиска стабильной работы у меня занял где-то год-полтора. Когда устроился, в моем портфолио было четыре выпущенных мобильных проекта и две демоверсии с более серьезными механиками. До этого в ответ на отклики даже не присылали тестовые задания.  

    Для того чтобы получить свое место в игровой индустрии, нужно сделать что-то самому. Хорошая новость в том, что информации и ресурсов очень много. Сделать парочку мобильных игр можно за три-четыре месяца. Также можно делать моды к играм — это тоже опыт. На мой взгляд, это не такой большой вклад, чтобы реализовать свою мечту. 

    Стажировки можно поискать в зарубежных компаниях. Там из стажеров на работу нанимают очень маленький процент людей, но опыт и проекты в портфолио — это большой плюс. После одной-двух стажировок шансы трудоустроиться повышаются в несколько раз.

    Сергей Снегирев,
    руководитель отдела разработки
    Dobro Games

    Сколько зарабатывают продюсеры игр

    Зарплата специалиста по управлению разработкой игр зависит от масштаба студии и проекта. В совсем маленьких командах до десяти человек нет роли продюсера. В командах больше продюсер — это отдельная должность. В крупных компаниях, которые делают ААА-игры для ПК и консолей, продюсеров много. В таких проектах в целом стремятся разделять задачи между узкопрофильными специалистами.

    В небольших инди-студиях доходы распределяются так, как договорятся участники. Если проект окупается, то продюсер может получить свой процент от продаж. В больших компаниях продюсер работает за ставку. 

    Средние зарплаты продюсеров игр по грейдам
    Средние зарплаты продюсеров игр по грейдам в 2024 году

    Полезные материалы для продюсеров игр

    Продюсер игр и старший геймдизайнер Dobro Games Сергей Снегирев поделился ссылками и полезными источниками, которыми сам пользуется для самообразования. 

    «Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все», Джесси Шел. Книга считается классикой в своей сфере. Они включает базовые понятия геймдизайна, советы по работе с издателем игр. Из минусов: большая часть информации в книге философского характера, и сводится все зачастую к субъективному восприятию, а не к статистике. Примеры игр, которые приводятся в книге, устарели, и во многом книга утратила свою актуальность. Однако для начала ознакомления с индустрией почитать будет интересно. 

    «Кровь, пот и пиксели», Джейсон Шрайер. Это книга о разработке нескольких популярных игр последних лет(«Ведьмак 3», Destiny, Diablo III, Shovel Knight, Stardew Valley). Своего рода репортаж из «ада» разработчика — показывает всю внутреннюю сторону индустрии. Читается очень легко и интересно. 

    Ютуб-канал GDC — авторы канала публикуют лекции на разные темы, которые связаны с разработкой игр. 

    «Манжеты Геймдизайнера» — канал на русском языке с большим количеством полезной информации об игровых механиках, способах удержания игроков, интервью с разработчиками и т. д. 

    Подкаст «80 Levels of Gamedesign» — это подкаст самого Сергея, в котором он делится практической информацией про механики, жанры, левел-дизайн и т. д. Весь контент проверен на опыте и подкреплен статистикой.

    Продюсер игр — главное

    • Продюсер игр — это профессия на стыке геймдизайна, продакт- и проджект-менеджмента.
    • Главная задача продюсера игр — сделать из сырой идеи коммерческий продукт. Для этого он занимается исследованием аудитории, оценивает предложения команды, выбирает потенциально успешные, составляет график разработки и бюджет, следит за процессом создания и релиза и продвигает игру на рынке.
    • Стать продюсером игр можно после опыта работы в геймдизайне или с нуля. В любом случае сначала потребуется пройти обучение, чтобы набрать необходимые навыки: основы разработки игр, управление командой, анализ рынка, бюджетирование и т. д.
    • Трудоустроиться реалистично, если у вас уже есть опыт как минимум на учебных проектах. Для этого нужно участвовать в геймджемах, искать стажировки и заводить пет-проекты.

    Разбор

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии