Баннер мобильный (3) Пройти тест

Придумывать, рисовать или кодить: выбираем профессию в геймдеве

Кто создает игры, которые становятся хитами

Подборка

26 июля 2024

Поделиться

Скопировано
Придумывать, рисовать или кодить: выбираем профессию в геймдеве

Содержание

    Работа в GameDev — мечта каждого, кто любит видеоигры. Превратить хобби в источник дохода вполне возможно, ведь за каждым громким проектом стоят десятки разных специалистов. Вместе с Сергеем Снегиревым, руководителем разработки Dobro Games, разбираемся, как устроено производство игр, кто в нем участвует и что нужно знать и уметь каждому члену команды.

    Концепция

    Одна из главных ролей в геймдеве — геймдизайнер. Это архитектор игрового мира. Он придумывает игру и описывает ее концепт:

    • сеттинг — место или Вселенная, ее история, география, культура, социальная структура и т. д. Например, в игре Mafia II события разворачиваются в 1943–1951 годах в вымышленном американском городе Эмпайр-Бэй, где правят три мафиозные «семьи»: Винчи, Клементе и Фальконе;
    • аудитория — те, кому будет интересна игра. Например, в GTA5 чаще всего играют мужчины до 35 лет, вторая по количеству аудитория — мужчины 35–54 года;
    • жанр игры — экшн, приключения, симулятор, головоломка, стратегия и т. д. Например, Minecraft — это компьютерная инди-игра в жанре песочницы;
    • игровые механики — правила взаимодействия игроков с миром и другими персонажами, а также внутренняя экономика игры: валюта, боеприпасы, предметы, которые можно обменять или скрафтить.
    Компьютерная игра Mafia 2
     Компьютерная игра Mafia 2 в жанре приключенческого боевика. Источник

    Чтобы стать геймдизайнером, нужно:

    • иметь собственный игровой опыт;
    • знать игровые движки Unity и Unreal Engine и понимать, какие ресурсы нужны для реализации конкретных идей;
    • владеть графическими редакторами (Adobe Photoshop, Figma);
    • работать с системами контроля версий Git;
    • уметь декомпозировать большие задачи и продумывать алгоритм работы; 
    • пользоваться task-менеджерами для планирования (Jira, Confluence);
    • понимать основы программирования (желательно, но не обязательно). 
    • иметь аналитический склад ума;

    В небольших студиях геймдизайнер может сам заниматься созданием графики, 3D и анимации. Но чаще он работает в команде: предлагает идеи, ставит задачи и сопровождает игру от идеи до релиза. 

    Специалист без опыта может рассчитывать на зарплату от 40 000 рублей, геймдизайнер уровня senior — от 120 000 рублей. 

    В крупных командах у геймдизайнера ограниченное количество задач. Он отвечает за концепцию игры — придумывает и расписывает механики, балансирует геймплей, ставит задачи другим членам команды — художникам, моделлерам, программистам. В маленьких инди-проектах геймдизайнер может создавать модели и рисовать арты. Есть масса примеров того, когда один человек сделал всю игру самостоятельно.

    Сергей Снегирев,
    руководитель отдела разработки
    Dobro Games

    Текст

    Сценарий игры обычно пишет сценарист или копирайтер. Он продумывает сюжетные линии персонажей, описания квестов, диалоги. Также может писать тексты для сторонних площадок, например описание игры для Steam или посты в социальные сети. 

    Если игра выходит на международный уровень, ей потребуется локализация. Игру нужно будет перевести и адаптировать под новую целевую аудиторию, например учесть особенности местной культуры и религии. Для этого компания может нанять переводчика. 

    Чтобы создавать тексты для игр, нужно:

    • разбираться в геймдизайне;
    • знать основы сценаристики и драматургии;
    • уметь работать в разных игровых жанрах;
    • иметь грамотную речь;
    • знать специфику игровых текстов;
    • знать иностранные языки (не обязательно, но будет плюсом).

    Специалисты, работающие с текстом в GameDev, в среднем получают от 60 000 рублей.

    Диалоговые кольца в играх
    Диалоговые кольца в играх. Источник

    Полностью заменить сценариста нейросетью на текущий момент невозможно, потому что нейросеть не создает новый контент, а просто бесконечно пережевывает старый. И нередко может выдать вам кусок чужого текста, что грозит нарушением авторских прав. Если в игре сложный сюжет, компания нанимает специалиста.

    Если у игры нет глубокого бэкграунда и длинных диалогов, то функции сценариста выполняет геймдизайнер. Многие геймдизайнеры впоследствии становятся хорошими нарративщиками, и наоборот.

    Сергей Снегирев,
    руководитель отдела разработки Dobro Games

    Графика

    Визуальным воплощением игры занимаются художники. Это может быть generalist, который отвечает сразу за все — эскизы, 3D, анимацию, спецэффекты, — или несколько узкопрофильных специалистов:

    • концепт-художник — создает ручные и цифровые эскизы персонажей, локации, элементы окружения, на которые потом ориентируются остальные специалисты;
    • 2D-художник — дорабатывает концепты и создает финальные версии образов, рисует промоарты, обложки, постеры и иллюстрации, которые передают стиль и атмосферу проекта;
    • 3D-моделлер — создает трехмерные модели объектов и персонажей, которые затем анимируются и используются в игре. Работа моделлера включает в себя создание структуры, сетки и в некоторых случаях начальное текстурирование объектов;
    • художник по текстурам — добавляет цвет и фактуру на 3D-модели, работает в команде с 3D-моделлерами;
    • аниматор — оживляет персонажей и локации, делает кат-сцены, которые рассказывают историю или передают ключевые моменты сюжета; 
    • художник по эффектам (VFX Artist) — отвечает за самые зрелищные моменты — взрывы, дым, разрушения, туман, магические ритуалы и т. д.;
    • технический художник — связывает художественную и программную части проекта, помогает оптимизировать пространство, чтобы декорации не перегружали локации и экономно расходовали ресурсы компьютера;
    • level artist — помогает превратить локацию в целостную композицию, соединяет текстуры, персонажей, объекты и анимацию;
    • нейрохудожник — пишет промпт для нейросети, детально описывает персонажей и декорации, а потом самостоятельно дорабатывает эскизы. Это новая специальность в GameDev, и пока она есть не во всех командах;
    • UX/UI-дизайнер — отвечает за дизайн пользовательского интерфейса. Создает простые и понятные элементы управления и информационные панели.
    Кат-сцена из Red Dead Redemption 2, которая раскрывает сюжет игры


    Что нужно знать:

    Чтобы работать с художественной частью игр, нужно знать основы колористики, композиции, перспективы. Также нужно уметь работать в графических редакторах: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDRAW, Clip Studio и др.

    Тем, кто делает анимацию, текстуру и 3D, нужно уметь пользоваться программами: Blender, ZBrush, 3D Coat, Substance Painter, Substance Designer. Для создания интерфейсов потребуются Figma и Miro. Для работы со спецэффектами — Adobe After Effects и игровые движки Unity и Unreal Engine.

    Начинающие художники в GameDev получают в среднем 60 000–100 000 рублей, опытные — более 200 000 рублей.

    Cyberpunk 2077 — культовая игра с фотореалистичной графикой
    Cyberpunk 2077 — культовая игра с фотореалистичной графикой. Источник

    Количество художников и моделлеров зависит от размера команды. В небольших компаниях функции обычно совмещают. Например, ищут 3D-специалистов, которые умеют и моделировать, и красить, и анимировать, а иногда еще делать спецэффекты. В среднем компании нанимают двух-трех художников. В крупнобюджетной разработке может быть команда от 20 человек.

    Сергей Снегирев,
    руководитель отдела разработки Dobro Games

    Звук

    За звук в игре отвечают саунд-дизайнеры. Их задача — не только подобрать подходящую фоновую музыку, но и сделать игру максимально реалистичной: добавить шумы, озвучить персонажей, а еще — придумать звуки несуществующих фактур, например для магического заклинания или лазерного луча.

    Часть звуков покупают или скачивают в интернете, например звук капающей воды или звон монет. Некоторые эксклюзивные звуки приходится записывать самостоятельно в полевых условиях или с помощью подручных средств. В играх с большими бюджетами музыку могут записывать даже с симфоническим оркестром. Затем саунд-дизайнер обрабатывает звуки и сводит их в единую дорожку с помощью аудиодвижка.

    Чтобы стать саунд-дизайнером, нужно: 

    • знать музыкальную теорию — понимать гармонию, ритм и тембры;
    • уметь работать со звуковым оборудованием: микрофоном, микшером, рекордером;
    • знать основы звукозаписи и звукорежиссуры: записывать и обрабатывать речь, музыку и звуки;
    • быть креативным — находить новые подходы и придумывать несуществующие звуки;
    • знать аудиодвижки Fmod Studio и Wwise, чтобы создавать, воспроизводить и настраивать звуковые эффекты и музыку.

    В крупных корпорациях могут также работать штатные композиторы, которые пишут музыку с нуля, и музыкальные саунд-дизайнеры, которые создают новые тембры при помощи синтезатора.

    Начинающие специалисты получают 30 000–60 000 рублей в месяц, опытные — от 100 000 рублей и выше.

    Главная тема в игре GTA San Andreas

    Код

    Чтобы превратить концепцию геймдизайнера в настоящую игру, нужно написать код. Этим занимаются разработчики компьютерных игр. Это могут быть:

    • программисты игрового процесса — реализуют все основные механики игры;
    • графические программисты — работают с движком оптимизации графики (шейдеры, освещение и т. д.);
    • программисты движка — регулируют поведение жидкостей, реализуют систему столкновений, создают инструменты для разработки и редактирования уровней;
    • программисты ИИ — настраивают поведение NPC и врагов;
    • сетевые программисты и backend-программисты — обеспечивают работу мультиплеера и облака. 

    В небольших командах один программист может выполнять сразу несколько функций, крупные корпорации нанимают узкопрофильных специалистов.

    Чтобы стать game developer, нужно:

    • знать языки программирования C#, C++, Java, Ajax и уметь писать код;
    • знать SQL и MySQL для обмена данных игры с сервером;
    • разбираться в работе компьютерных сетей; 
    • работать в игровых движках Unity или Unreal Engine;
    • знать английский язык.

    Также в команде разработки обязательно есть тестировщики. Они проверяют, все ли функции игры работают правильно, и помогают находить баги. Иногда для этого пишут автотесты, иногда проводят ручное тестирование.

    Зарплата гейм-разработчика составляет 80 000–300 000 рублей. Начинающие тестировщики получают от 60 000 рублей.

    Управление

    Над созданием игры трудятся десятки разных специалистов. Их работу координируют:

    • Проджект-менеджер — оформляет ТЗ и распределяет задачи в команде, следит за дедлайнами, качеством работы и чтобы все отделы работали слаженно.

      Необходимые навыки: хорошо знать рынок и игровую индустрию, разбираться в маркетинге, знать методики разработки IT-продуктов, например Agile, продуктовые и маркетинговые метрики.

    • Лид — руководит командой и распределяет нагрузку между специалистами. Например, ведущий художник отвечает за команду художников, а ведущий программист — за команду разработки.

      Необходимые навыки: иметь уровень senior по основному стеку компетенций, уметь управлять командой, планировать работу, правильно расставлять приоритеты.

    • Продюсер — занимается менеджментом игровых проектов: руководит производством, продвижением, выпуском и поддержкой игры, отвечает за коммерческий успех проекта, выстраивает процессы и нанимает специалистов.

      Необходимые навыки: разбираться в бизнес-процессах и проектной деятельности, экономике и финансах, знать тренды игровой индустрии, иметь навыки переговоров и публичных выступлений.

    • Технический директор — выбирает технологии и инструменты для работы. Его задача — найти баланс между скоростью, качеством и стоимостью разработки и сделать так, чтобы игра вовремя вышла на всех платформах.

      Необходимые навыки: разбираться в технологиях и последних трендах, иметь опыт программирования, уметь выстраивать архитектуру IT.

    Руководящие должности требуют большого опыта и высокого уровня ответственности. Специалисты команды управления обычно получают от 200 000 рублей в месяц. 

    Продвижение 

    Чтобы работать в GameDev, не обязательно уметь кодить или рисовать. Можно заниматься продвижением игр на рынке. За это отвечают:

    • маркетолог — изучает рынок, выбирает методы продвижения и запускает рекламные кампании. Иногда также выполняет роль SMM и создает контент для социальных сетей;
    • игровой аналитик — собирает статистику и делает прогнозы. Например, будет ли пользователям интересна конкретно эта игровая механика;
    • ASO-менеджер — оформляет страницу игры в магазине, чтобы привлечь к ней внимание, настраивает поисковые алгоритмы;
    • комьюнити-менеджер — общается с игровым сообществом в социальных сетях и на форумах, подогревает интерес и сохраняет вовлеченность.
    Страница Call of Duty в Steam
    Оформление страницы Call of Duty в Steam. Источник

    Стоит ли работать в GameDev

    Мировой рынок видеоигр ежегодно растет на 11%. Локальные российские студии разрабатывают не только мобильные приложения, но и высокобюджетные игры, например Atomic Heart. За три недели после релиза в игру сыграло более 5 млн пользователей.

    В то же время большинству компаний индустрии не хватает специалистов. Поэтому тем, кто хочет связать свою жизнь с играми, вполне реально найти работу при наличии нужных скилов. Такие навыки можно получить на некоторых программах высшего образования, специализированных курсах и с помощью самообразования.

    Игра Atomic Heart от Mundfish. Источник

    В игровой индустрии происходит ежегодный рост доходов. Статистика показывает, что современное поколение не только активно играет, но и очень много потребляет околоигровой контент: смотрит стримы, ходит на игровые фестивали, косплеит игровых персонажей и т. д.

    Найти работу в геймдеве без опыта — не самая легкая, но вполне осуществимая задача. Я сам уходил в геймдизайн из журналистики, и брать меня без опыта никто не хотел. В итоге я делал свои инди-проекты для портфолио, изучал движки, собирал простые аркады в Google Play и очень много рассылал резюме с сопроводительными письмами. Везде, где это было возможно, проходил тестовые. Через год активных поисков нашел место работы. Важно иметь хоть какое-то портфолио, чтобы продемонстрировать способность к самообучению и заинтересованность. Периодически игровые компании устраивают стажировки — это тоже отличный способ попасть в геймдев. Но я бы все равно рекомендовал для начала разобраться в Unity и Unreal Engine и создать свой первый проект.

    Сергей Снегирев,
    руководитель отдела разработки Dobro Games

    Подборка

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии