Домен

Домен, точнее, доменное имя — это уникальное имя сайта, адрес, по которому страницы ресурса доступны в интернете. «skillfactory.ru» — это доменное имя. Можно ввести его в адресную строку браузера, и тот автоматически перейдет на нужный сайт. Доменами пользуются все интернет-ресурсы.

Доменное имя состоит из нескольких частей, которые разделяются между собой точками. Эти части называются доменами первого, второго уровня и так далее. Записываются они от последнего по счету домена к первому, то есть от более специфического к более общему.

Домен не связан напрямую ни с сервером сайта, где находятся все данные ресурса, ни с его IP-адресом — уникальным идентификатором для обмена запросами. Но интернет-служба под названием DNS «связывает» между собой доменное имя и IP сайта, поэтому к сайту можно обращаться по домену. Это примерно как с картами: широта и долгота места — IP, а географическое наименование — доменное имя.

Кто пользуется доменами

Доменными именами пользуются абсолютно все сайты в интернете. Без домена пользователи не смогут узнать о существовании сайта и перейти на его страницы. Ресурс окажется недоступен для людей, так что домен обязателен для размещения сайта в сети.

Конкретно с доменами могут работать вебмастера, владельцы сайтов, специалисты компаний, которые создают сайты под ключ, и многие другие специалисты. Компании, которые управляют доменами, называются регистраторами, и о них мы подробнее поговорим ниже.

В более широком смысле доменными именами пользуется каждый, кто заходит в интернет. Ведь через них человек получает доступ к сайту.

Для чего нужны домены

Доменное имя нужно, чтобы сайт можно было найти в интернете и перейти на него. Другие варианты доступа в теории существуют, но на практике обычно не используются. Например, теоретически человек может набрать в адресной строке IP-адрес сайта вместо доменного имени. Но на практике сервера сайтов не всегда разрешают прямой доступ из браузера по IP, да и запоминать длинные адреса из цифр никто не будет.

Поэтому доменное имя — фактически единственный универсальный вариант доступа к сайту. Без этих имен интернет просто не смог бы нормально функционировать.

Как работают доменные имена

Доменное имя каждого сайта зарегистрировано в специальных системах. Это опять же сравнимо с адресом: городская администрация дает названия улицам и нумерацию домам, и все это зафиксировано официально. Но компьютеры «общаются» через IP, поэтому им нужно проводить соответствие между доменом и IP-адресом. И вот как работает доступ к сайту по доменному имени.

Локальный поиск. Когда пользователь вводит в адресную строку любое имя сайта, браузер сначала проверяет, нет ли в его кэше или в данных ОС этого адреса. Если он есть, то соответствие между доменным именем и IP браузер уже знает, и ему не нужно ничего искать. Сайт открывается.

Если же пользователь раньше не заходил на этот сайт с этого браузера или устройства, процесс идет дальше: браузер отправляет запрос, чтобы узнать, по какому IP-адресу расположен сайт с таким доменом.

Резолвер. Браузер обращается к DNS-резолверу — специальному удаленному серверу на стороне провайдера или администратора сети. В памяти резолвера хранится база соответствия доменного имени и IP-адреса. Он выдает ответ, браузер переходит по нужному адресу, и сайт открывается.

Если так получилось, что нужного домена нет в памяти резолвера, он в свою очередь обращается к DNS-серверам, чтобы получить от них ответ. По DNS-серверам по всему миру распределена информация о доменных именах сайтов и их IP-адресах. На одном из таких серверов должна найтись запись о нужном домене. Резолвер пришлет ее вашему устройству, у браузера появится информация, и он откроет сайт. В будущем соответствие между доменным именем и IP найдется сразу, потому что сохранится в памяти браузера.

Поиск кажется длинным, но в действительности он занимает всего несколько миллисекунд.

Структура доменного имени

Мы говорили, что доменное имя состоит из нескольких частей, которые разделяются между собой точками. Эти части называются доменами разных уровней. Например, blog.skillfactory.ru — тут три уровня, если не считать нулевого. Поговорим о них подробнее и разберемся в структуре.

0 уровень. Он скрытый и чисто технический. Его не видит пользователь, а при вводе адреса в строку браузера он опускается. Нулевой уровень еще называют корневым: все остальные домены как бы «выходят» из него. Он может отображаться как точка после .ru, .com или другого окончания адреса — но обычно его не видно.

Нулевой уровень как бы говорит: «это доменное имя». Это корневой элемент, от которого наследуются все остальные, он важен для понимания иерархии.

1 уровень. Такие домены еще называют доменами верхнего уровня или gTLD — generic top level domain. Это та часть, которая записывается в самом конце доменного имени: .ru, .com, .io — все это домены первого уровня. На самом деле их намного больше.

Домены первого уровня определяют принадлежность сайта к какой-то зоне: стране, области или направлению. Например, .ru — сайт российский, .su — сайт страны бывшего СССР, .com — коммерческий сайт, .net — организация или ресурс, непосредственно связанные с интернетом.

Несмотря на формальные правила, никто не проверяет, действительно ли сайт соответствует своему домену верхнего уровня. Сайт с доменом .com спокойно может не быть коммерческим. Поэтому их обычно выбирают по благозвучности и ассоциациям пользователей. Например, .net часто читается как «нет» и обыгрывается названиями сайтов.

Есть даже забавные ситуации: например, .fm, который традиционно используется для радиостанций, является территориальным доменом Микронезии. Радиостанции могут быть не связаны с Микронезией, но она регулярно получает от них доход из-за использования территориального домена.

2 уровень. Этот домен называется основным или материнским. Это и есть уникальное имя сайта. «skillfactory», «google», «wikipedia» — примеры доменов второго уровня. Обычно в них заключено название сайта или компании, которой принадлежит ресурс.

Бывает и так, что домен второго уровня не совпадает с названием сайта, но такой подход менее популярен. Считается, что он вводит пользователей в заблуждение.

Материнский домен может включать в себя латинские буквы, дефисы и цифры от 0 до 9. Для зоны .рф можно использовать основной домен на кириллице; такая же возможность есть в нескольких других языках.

Существуют также географические и национальные домены второго уровня. Они как бы «расширяют» домен первого уровня. Получаются сайты с адресами, которые заканчиваются, например, на .com.ru или .msk.ru. Такие домены нужны для уточнения принадлежности сайта.

3 уровень. Домены этого уровня называют еще поддоменами или субдоменами. Это «подраздел» материнского домена, который чаще всего означает какую-то логическую часть основного ресурса. Например, forum.site.ru — слово forum является доменом третьего уровня и обозначает, что пользователь сейчас находится на форуме сайта. Или blog.skillfactory.ru: blog — поддомен, который говорит, что вы читаете блог онлайн-школы.

Субдомен www традиционно используется для обозначения, что сайт принадлежит к сети Интернет. Добавлять его необязательно, это просто традиция. Но владельцам сайтам советуют выкупать доменные имена и с www, и без него, и использовать для одного и того же сайта. Это делается просто для удобства пользователей, чтобы они могли получить доступ к ресурсу с обоими вариантами написания.

4 уровень и далее. Очень редко используются домены четвертого и далее уровней. Это подразделы поддоменов, они делают адрес еще специфичнее. Такое можно встретить в основном на сайтах государственных структур и компаний, где приняты жесткие правила именования и иерархии имен. Большинство же владельцев сайтов сходится на том, что такое длинное доменное имя — это неудобно и путает пользователей.

Кто отвечает за доменные имена

Если доменное имя — это как адрес, то должны быть те, кто отвечает за регистрацию и хранение доменов. С хранением мы разобрались — за него отвечает DNS, — а теперь поговорим о регистрации, создании новых доменов. Тут тоже есть своя иерархия.

ICANN. Это глобальная организация, которая занимается присвоением новых доменных имен. По сути, на ней держится вся система. Название расшифровывается как Internet Corporation for Assigned Names and Numbers и переводится на русский как «Международная некоммерческая организация — интернет-корпорация по присвоению имен и адресов».

Сайтов миллионы, и ICANN не может лично регулировать все доменные имена. Поэтому ее основная задача — менеджмент: она распределяет полномочия, выдает права компаниям-регистраторам, координирует работу DNS. Ей принадлежит домен нулевого уровня, она же имеет право создавать новые домены первого уровня, не связанные со страной или географической зоной. Географическими доменными зонами обычно занимаются аккредитованные регистраторы.

Регистраторы доменов первого уровня. Регистратор — это организация, которая имеет право регистрировать новые доменные имена. Такие компании есть во всем мире. Чтобы стать регистратором, организация подает заявку в ICANN — если она соответствует стандартам, ей дают аккредитацию.

Регистраторы родовых доменов первого уровня имеют право администрировать доменные зоны. Полномочия им выдает ICANN, а сами такие регистраторы — обычно структуры, связанные с тем или иным государством. Например, в России это Координационный центр доменов .RU/.РФ — по названию понятно, что он отвечает за домены в зоне .ru и .рф. Такой регистратор обычно один на всю зону.

Регистраторы доменных имен. Кроме регистраторов родовых доменов, есть и обычные регистраторы — к ним владельцы сайтов обращаются, чтобы зарегистрировать доменное имя для своего ресурса. Такие регистраторы непосредственно работают с клиентами. Они тоже должны получить аккредитацию перед началом работы:

  • если хотят работать в географической зоне — у соответствующего регистратора родовых доменов;
  • если хотят регистрировать сайты в глобальных зонах .com, .net и других — у ICANN.

Регистратор может получить аккредитацию в обоих структурах и предлагать клиентам доменные имена и в тех, и в других зонах. Так работают многие популярные сервисы, в которых можно зарегистрировать имя как в зоне .ru, так и в зоне .com и прочих.

Владельцы сайтов. Уникальное доменное имя для своего сайта придумывает сам его владелец. После этого он идет на сайт регистратора доменных имен, смотрит, свободно ли такое имя, и регистрирует его. Так что в какой-то степени владелец сайта тоже отвечает за доменное имя. Подробнее об этом процессе мы расскажем ниже.

При чем тут хостинги

Хостинг — это сервис, на котором размещают сайты. Дело в том, что не у каждой компании или частного владельца сайта есть свой дата-центр с серверами (о дата-центрах можно прочитать в нашей статье). Обслуживать серверы дорого и сложно. Поэтому большинство сайтов пользуется хостингами. Сайт размещается на мощностях хостера, и владельцу не нужно думать об обслуживании оборудования — только платить хостингу. Стоит это обычно относительно немного.

Чтобы доменное имя заработало, его надо подключить к сайту, и обычно это делается через хостинг. Поэтому хостеры одновременно часто выступают посредниками для регистрации доменных имен — так пользователь сможет сделать все в рамках одного сервиса. Некоторые компании являются одновременно регистраторами и хостингами: и регистрируют домены, и предлагают услуги по размещению сайтов.

Требования к доменному имени

Доменное имя должно принадлежать к определенной зоне, состоять из символов, чаще всего латинских. Исключения — доменные имена в некоторых географических и национальных зонах, таких как .рф. Можно использовать буквы и цифры, дефис, но не двойной и не тройной. Регистр не важен — для доменных имен нет различий между большими и маленькими буквами.

В доменной зоне .ru ограничение на длину доменного имени — от 2 до 63 символов. Также стандартное ограничение для доменных имен — не использовать в основных доменах нецензурную брань, оскорбительные слова или антигуманные высказывания. Список «запрещенных» слов и высказываний находится в открытом доступе и называется стоп-листом.

Как зарегистрировать свой домен

Это можно сделать на сайте регистратора или хостинга для сайтов. Обычно на таких сервисах есть подробные инструкции по регистрации «для чайников». Но процедура практически всегда очень простая.

Понадобится:

  • выбрать домен первого уровня — .ru, .com и так далее;
  • придумать и ввести основное доменное имя — сервис сам проверит, не занято ли оно;
  • если имя занято — придумать другое или попробовать с другим доменом первого уровня;
  • зарегистрировать доменное имя и оплатить его прямо в сервисе — это похоже на покупку в интернет-магазине;
  • привязать доменное имя к своему сайту. Это можно сделать в личном кабинете своего хостинга.
  • подождать, пока домен активируется, — обычно это занимает не больше 15 минут;

После выполнения всех этих действий понадобится немного подождать: DNS-сервера обновятся в течение 24 часов, и, когда это случится, сайт окажется доступен по нужному адресу.

Что происходит при регистрации

Выше мы рассказывали про ICANN и регистраторов родовых доменов. Хотя пользователь с ними не взаимодействует, они тоже участвуют в регистрации нового домена.

Вот как выглядит процесс со стороны регистрирующих и координирующих организаций.

  • Регистратор доменных имен получает непосредственно от пользователя или от посредника информацию о новом имени, которое надо зарегистрировать. Он также получает оплату за регистрацию этого имени.
  • Полученные данные о новом домене и о правах на него регистратор отправляет организации, которая заведует именами в этой зоне. То есть, если пользователь решил создать доменное имя в зоне .ru, регистратор сообщит об этом Координационному центру.
  • Организация, заведующая именами, по цепочке передает данные в ICANN. ICANN регистрирует домен и обновляет DNS. Всего этот процесс занимает до трех дней.

Вместе со сведениями о новом домене передается информация о пользователе, который получил на него права. Это важно, чтобы никто не мог воспользоваться чужим доменным именем.

Сколько времени «живет» домен

Домен регистрируется не навсегда, а на год. Но его можно продлевать неограниченное количество раз, опять же на год. Для этого за 50–60 дней до окончания срока регистрации нужно сообщить регистратору о желании продлить ее. Если пропустить срок, права на доменное имя пропадут, но его можно будет выкупить снова.

Если регистрацию домена не продлили, сайт, с которым ассоциировано это имя, «упадет». Вместо него по нужному имени будет открываться страница регистратора с сообщением, что срок регистрации истек. Иногда регистратор показывает на этой странице рекламу или предлагает свои услуги.

Выкупить права на доменное имя с истекшим сроком может кто угодно. Поэтому владельцам сайтов советуют вовремя продлевать регистрацию, потому что иначе имя может «перехватить» другой человек или компания.

Если вы выкупили такое доменное имя, к нему применяются те же сроки и правила регистрации, что и к созданному заново.

Другие термины на букву «Д»

Дамп
Дедлайн

Все термины

Курсы по теме

(рейтинг: 5, голосов: 1)
Добавить комментарий