Generics

Дженерики (generics) в языке программирования Java — это сущности, которые могут хранить в себе данные только определенного типа. Например, список элементов, в котором могут быть одни числа. Но не только: дженерик — обобщенный термин для разных структур.

Можно представить дженерик как папку для бумаг, куда нельзя положить ничего, кроме документов определенного формата. Это удобно: помогает разделить разные данные и не допустить ситуаций, когда в сущность передается что-то не то.

Дженерик-сущности еще иногда называют параметризованными, общими или обобщенными. Такая сущность создается со специальным параметром. Параметр позволяет указать, с каким типом данных она будет работать. Отсюда и название.

В разных источниках можно услышать про «тип-дженерик», «класс-дженерик» или «метод-дженерик». Это нормально, ведь обобщение и параметризация касаются всех этих сущностей, а generics — общий термин.

Для чего нужны дженерики

С дженериками работают программисты на Java. Без этой возможности писать код, который работает только с определенным видом данных, было сложнее. Существовало два способа, и оба неоптимальные:

  • указывать проверку типа в коде. Например, получать данные — и сразу проверять, а если они не те, выдавать ошибку. Это помогло бы отсеять ненужные элементы. Но если бы класс понадобилось сделать более гибким, например, создать его вариацию для другого типа, его пришлось бы переписывать или копировать. Не получилось бы просто передать другой специальный параметр, чтобы тот же класс смог работать еще с каким-то типом;
  • полагаться на разработчиков. Например, оставлять в коде комментарий «Этот класс работает только с числами». Слишком велик риск, что кто-то не заметит комментарий и передаст в объект класса не те данные. И хорошо, если ошибка будет заметна сразу, а не уже на этапе тестирования.

Поэтому появились дженерики: они решают эту проблему, делают написание кода проще, а защиту от ошибок надежнее.

Как работают дженерики

Чтобы вернее понять принцип работы, нужно представлять, как устроены сущности в Java. Есть классы — это как бы «чертежи» будущих сущностей, описывающие, что они делают. И есть объекты — экземпляры классов, непосредственно существующие и работающие. Класс — как схема машины, объект — как машина.

Когда разработчик создает дженерик-класс, он приписывает к нему параметр в треугольных скобках — метку. К примеру, так:

class myClass<T>;

Теперь при создании объекта этого класса нужно будет указать на месте T название типа, с которым будет работать объект. Например, myClass<Integer> <название объекта> для целых чисел или myClass<String> <название объекта> для строк. Сам класс остается универсальным, то есть общим. А вот каждый его объект специфичен для своего типа.

С помощью дженериков можно создать один класс, а потом на основе него — несколько объектов этого класса для разных типов. Не понадобится дублировать код и усложнять программу. Поэтому дженерики лучше и удобнее, чем проверка типа прямо в коде — тогда для каждого типа данных понадобился бы свой класс.

Что такое raw types

В Java есть понятие raw types. Так называют дженерик-классы, из которых удалили параметр. То есть изначально класс описали как дженерик, но при создании объекта этого класса тип ему не передали. То есть что-то вроде myClass<> — тип не указан.

Дословно это название переводится как «сырые типы». Пользоваться ими сейчас в коммерческой разработке — чаще всего плохая практика. Но в мире все еще много старого кода, который написали до появления дженериков. Если такой код еще не успели переписать, в нем может быть очень много «сырых типов». Это надо учитывать, чтобы не возникало проблем с совместимостью.

Дженерики-классы и дженерики-методы

Выше мы говорили, что дженериками могут быть разные сущности. Разберемся подробнее:

  • дженерик-классы (generic classes) это классы, «схемы» объектов с параметром. При создании объекта ему передается тип, с которым он будет работать;
  • дженерик-методы (generics methods) это методы, работающие по такому же принципу. Метод — это функция внутри объекта, то, что он может делать. Методу тип передается при вызове, сразу перед аргументами. Так можно создавать более универсальные функции и применять одну и ту же логику к данным разного типа.

Кстати, дженериками могут быть и встроенные классы или методы, и те, которые разработчик пишет самостоятельно. Например, встроенный ArrayListсписок-массив — работает как дженерик.

Что будет, если передать дженерику не тот тип

Если объекту класса-дженерика передать не тот тип, который указали при его объявлении, он выдаст ошибку. Например, если в ходе работы экземпляра myClass<Integer> в нем попытаются сохранить дробное число или даже строку, программа не скомпилируется. Вместо этого разработчик увидит ошибку: неверный тип.

Эта ошибка отличается от тех, которые возникнут, если не пользоваться дженериками. По ней сразу ясно, из-за чего она возникла и как можно ее исправить. Кроме того, она появляется сразу. Поэтому код становится легче отлаживать.

А если отправить «не тот» тип объекту без дженерика, действия с ним выполнятся с ошибкой. Но по этой ошибке не всегда очевидно, чем она вызвана. Худший вариант — код успешно запустится, но сработает неправильно: так ошибку будет найти еще сложнее.

Особенности дженериков

У дженериков есть несколько особенностей, о которых стоит знать при работе с ними. Если не учитывать эти детали, программировать будет как минимум менее удобно. А как максимум можно допустить ошибку и не понять, куда она закралась.

Выведение типа. Эта особенность касается объявления экземпляра класса, то есть создания объекта. Полная запись создания будет выглядеть так:

myClass<Integer> objectForIntegers = new myClass<Integer>();

objectForIntegers — это название объекта, оно может быть любым. То, что находится после знака «равно», — непосредственно команда «создать новый экземпляр класса».

Но полная запись очень громоздкая. Поэтому современные компиляторы Java способны на выведение типа — автоматическую его подстановку в записи после первого упоминания. То есть конструкцию myClass<Integer> понадобится написать только один раз.

Запись, в которой программист пользуется возможностью выведения типа, будет выглядеть так:

myClass<Integer> objectForIntegers = new myClass<>();

Повторное упоминание типа опускается. Запись становится короче. Кажется, что это мелочь, но таких конструкций в коде могут быть десятки и писать полную запись всегда было бы не очень удобно.

Стирание типов. Важная деталь, которая касается работы дженериков, — они существуют только на этапе компиляции. В этом их суть: «не пропускать» данные ненужного типа в объект, а такие вещи определяет компилятор.

После компиляции код на Java превращается в байт-код. И на этом уровне никаких дженериков нет. myClass<Integer> и myClass<String> в байт-коде будут идентичны, просто с разными данными внутри.

Это называется стиранием типов. Суть в том, что внутри дженерик-класса нет информации о его параметре и после компиляции эти сведения просто исчезают. Так сделали, потому что дженерики появились в Java не сразу. Если бы информацию о параметре добавили в байт-код, это сломало бы совместимость с более старыми версиями.

О стирании типов важно помнить. Для запущенной программы в байт-коде дженериков не существует, и это может вызвать ошибки. Например, при сравнении myClass<Integer> и myClass<String> программа скажет, что они одинаковые. А иногда в объект в запущенном коде и вовсе получается передать данные другого типа.

«Дикие карты». Еще одна интересная и полезная особенность дженериков — так называемые wildcards, или «дикие карты». Это термин из спорта, означающий особое приглашение спортсмена на соревнование в обход правил. А в карточных играх так называют карты, которые можно играть вместо других, например джокера.

В основе wildcards в Java лежит такая же идея: изменить предустановленное поведение и сделать что-то в обход установленных рамок. Когда объявляется «дикая карта», в треугольных скобках вместо названия типа ставится вопросительный знак. Это означает, что сюда можно подставить любой тип.

Подставить wildcard можно не везде. Например, при создании класса это сделать не получится, а при объявлении объекта этого класса — получится. Чаще всего «дикую карту» используют при работе с переменными и с коллекциями.

Ограниченные «дикие карты». Кроме стандартной wildcard, существует еще несколько типов — ограниченные «дикие карты». С их помощью можно передать в объект данные не только конкретного типа, но и унаследованных от него — «потомков». Или же «предков» — типов, от которых был унаследован упомянутый.

Ограниченный wildcard описывается как вопросительный знак, за которым следует правило.

Есть два вида ограничений:

  • upper bounding — ограничение сверху. За вопросительным знаком следует слово extends и название типа. В такой дженерик можно передавать названный тип и его потомков;
  • lower bounding — ограничение снизу. Ситуация наоборот: за вопросительным знаком слово super и тип, а подставлять можно элементы этого типа и его предков.

Скорее всего, впервые столкнуться с дженериками придется еще в начале изучения Java, просто новичку не сразу понятно, что это такое. Со временем появляется понимание, как работает эта конструкция, и становится легче решать более сложные задачи.

(рейтинг: 3, голосов: 2)
Добавить комментарий