Хакатон — это соревнование, в котором команды создают на время прототип мобильного приложения, веб-сервиса или другого продукта для решения проблемы, с которой столкнулся заказчик. Понятие образовано от слов hack и marathon. В переводе с английского hackathon — это «марафон для хакеров».
Что такое хакатон и как он проходит
Обычно команды состоят из 3–5 человек: разработчиков, дизайнеров, аналитиков, маркетологов и других специалистов в сфере IT. Каждый ивент сфокусирован на конкретной области. Например, операционной системе, языке программирования, программном интерфейсе (API), мобильном приложении. Мероприятие может длиться как несколько часов, так и неделю. Первый хакатон прошел в Канаде 4 июня 1999 года. Его организовала компания OpenBSD. На хакатон приехали 10 разработчиков для написания программ, не подпадающих под строгие экспортные ограничения, которые установили в США на криптографическое ПО. На первые соревнования в Кремниевой долине участники брали спальные мешки и не покидали место проведения. Непрерывная работа в команде в таком формате помогала найти оригинальные решения для стандартных задач. Успешно проводятся виртуальные хакатоны.
Что получают участники
На хакатонах разработчики могут продвинуть собственный стартап, узнать специалистов компаний-спонсоров, прокачать навыки и начать тест проекта с компанией, предложившей задачу. Кто-то приходит, чтобы забрать призовой фонд. Призами могут быть сертификаты или денежные вознаграждения, преимущества в конкурсных отборах в компании, возможность стать участником программы развития стартапа, фирменный мерч и многое другое. Такие ивенты позволяют найти потенциальных инвесторов или работодателей. Общение с представителями компаний помогает узнать о предстоящих задачах и условиях найма.
Как найти хакатон
Выбрать подходящий хакатон помогут такие ресурсы.
Портал, на котором публикуются наиболее полный список проходящих в России хакатонов и их обзоры. На сайте представлена полная информация о сроках и формате проведения, организаторах, технологическом фокусе, требованиях к участию и призовом фонде.
Агрегатор хакатонов. На странице можно выбрать мероприятие по времени проведения, теме, условиям участия или другим критериям.
Календарь событий в сфере IT. Можно найти хакатоны, вебинары, конференции и другие мероприятия.
Медиаресурс для программистов. В разделе IT мероприятия можно найти информацию о курсах, хакатонах, вебинарах, конкурсах.
Сообщество «ВКонтакте», в котором публикуются анонсы локальных и сетевых хакатонов. В комментарии к выбранному хакатону можно добавить объявления о поиске людей в команду.
Сообщество участников хакатонов, разработчиков, предпринимателей, хакеров и специалистов по информационной безопасности. Рассказывает о ближайших хакатонах, организует их и делится экспертизой.
Также крупные компании часто размещают информацию на официальных ресурсах. Если цель — трудоустройство в конкретную организацию, стоит посещать ее сайт и следить за новостями в сообществах в социальных сетях. Например, хакатоны проводят РЖД, МТС, ВТБ и другие компании.
Крупнейшие хакатоны России и мира
Известный международный хакатон, который проводится в России, в Москве. Организатор мероприятия — Russian Hackers, сообщество разработчиков, предпринимателей и участников хакатонов. На сайте организатора можно узнать новости об актуальных и наиболее интересных хакатонах стран СНГ.
Проект президентской платформы «Россия — страна возможностей». Победителя определяют во всероссийском финале.
Марафон проводится при поддержке Республики Татарстан.
Один из наиболее крупных международных хакатонов. В нем принимают участие представители 50 стран мира.
Международная лига студенческих хакатонов. В Северной Америке и Европе она объединяет больше 75 тыс. студентов со всего мира.
Как принять участие в хакатоне
Чтобы принять участие в хакатоне, нужна команда. При регистрации можно указать, есть ли она уже или нужно искать на месте. От состава группы и ее сплоченности зависит большая часть успеха. Первый и наиболее популярный вариант — собрать команду среди знакомых, которые уже побеждали на хакатонах, фрилансят или работают в сфере, связанной с темой задания. Еще один способ — поиск в социальных сетях. Объявление должно быть лаконичным и максимально простым.
«Всем привет! В поиске сокомандников на хакатон N. Ищем двух заряженных на победу людей — аналитика и фронтендера. Нас уже двое:
Максим — UX/UI-дизайнер, делает mobile+web-решения для клиентов, победитель хакатона Х.
Антон — fullstack-разработчик, работает на аутсорсе.
Пишите в ЛС, ждем двух героев в нашу Dream Team».
Подобное объявление можно опубликовать в своих социальных сетях, чатах старых хакатонов, где уже принимали участие. Также можно писать в группах участников хакатона или событиях мероприятий, чатах в Telegram. Ссылки указываются на сайтах мероприятия.
Кто и зачем проводит хакатоны
Соревнования регулярно проводят Google, Microsoft, Facebook*. В России от тренда не отстают «Яндекс», Сбербанк, Газпромбанк, «Лаборатория Касперского», Альфа-Банк, «Тинькофф» и другие. Они организуют и внутренние, и внешние марафоны. Обычно венчурные фонды, корпорации и другие крупные игроки на рынке только финансируют хакатоны — становятся их спонсорами или партнерами, преследуя свои бизнес-цели.
Иногда хакатоны проводятся в социальной сфере, в сфере образования в университетах. Например, НИТУ МИСиС и Zavtra.Online (подразделение SkillFactory по работе с университетами) организовали учебный «Межгалактический хакатон — 2021». Он был посвящен компьютерному зрению и искусственному интеллекту.
Цель проведения хакатона — дать набор навыков, которые сложно или почти невозможно получить в стандартном обучении: опыт командной работы над реальным проектом в сжатые сроки, навыки в project- и product-менеджменте в IT-проекте и готовность показать результаты заказчику. Студентам из 15 команд предоставили на выбор 5 кейсов: «Анализ данных для формирования составов» (АО НИИАС), «Формирование мультизаказов», «Анализ схем севооборота» (DVHB), «Предсказание победителя-бойца UFC» (Николай Толстов, DS Team Lead & Merlin AI) и «Кластеризация изображений транспортных средств» (Intellivision).
Команды справились с поставленными задачами и научились применять полученные знания на практике.
Известные кейсы
На хакатонах создали много продуктов, которые превратились в крупные стартапы.
На LA Startup Weekend 2011 Бо Фишбэк, Эрик Кестер и Ян Хантер создали приложение для найма и планирования местных услуг. Создатели получили около 15,1 млн долларов от инвесторов, среди которых был Эштон Катчер, Пол Бучхейт, Билл Ли и другие.
Популярное приложение для групповых сообщений разработали Джаред Хехт и Стив Марточчи на хакатоне TechCrunch в 2010 году. После участия команда привлекла более 10 млн долларов, а через год стартап-чат купил Skype за колоссальные 80 млн долларов.
EasyTaxi — приложение для вызова такси — придумали Таллис Гомес и Деннис Ван в 2011 году на Startup Weekend Rio. После победы они запустили бета-версию приложения E-hailing и сумели привлечь от инвесторов около 75 млн долларов. Сейчас приложением пользуются в 30 странах.
Конструктор сайтов для ресторанов разработали Келлер Смит и Кертис Фонгер на AngelHack в 2012 году. На развитие проекта они привлекли инвестиции в размере 120 тыс. долларов. В 2014 году Appetas купил Google за неизвестную сумму.
Перспективы развития
Популярность хакатонов растет. Они стали проводиться в таких областях, как цифровая медицина (Digital Health, MedHack), маркетинг (ADHACK GALAXY), геоинформатика и урбанистика (GeoHack и UrbanHack). Марафоны помогают разработчикам трудоустраиваться в ведущие корпорации. Глобально ивенты повышают интерес к сфере IT, способствуют ее развитию, формированию и отслеживанию трендов.
* Принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской в России.
1 комментарий