Баннер мобильный (1) Пройти тест

По-умному: как ставить SMART-цели

Методика для организации работы и жизни

Разбор

23 апреля 2024

Поделиться

Скопировано
По-умному: как ставить SMART-цели

Содержание

    SMART — это методика формирования целей, которая делает их более конкретными, понятными и реалистичными. Это способствует более эффективному планированию и управлению проектами.

    Подробнее о методике, правилах постановки SMART-целей, основных ошибках при их формулировании, а также о преимуществах и недостатках методологии расскажем в этой статье.

    Как расшифровывается SMART

    Методологию SMART-целей предложил Джордж Доран в 1981 году в статье «There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives» журнала Management Review. Он подчеркнул, что четко определенные и достижимые цели способствуют повышению мотивации, улучшению производительности и успешному выполнению задач как в бизнесе, так и в жизни.

    SMART — это акроним, слово, составленное из первых букв других слов. В нашем случае — из прилагательных, которые описывают, как именно должна формулироваться правильная цель. Разберемся с каждой буквой.

    S — Specific (Конкретные)

    Цель должна быть ясно определена и конкретизирована. 
    Чего именно мы хотим достичь?

    Какие задачи нужно выполнить, чтобы достичь цели?
    M — Measurable (Измеримые)
    Цель должна быть измеримой, чтобы можно было оценить результат. 
    Как мы узнаем, что цель достигнута?

    Какие у цели критерии успеха?
    A — Achievable (Достижимые)
    Цель должна быть реально достижимой с учетом имеющихся ресурсов (времени, денег, навыков и т.д.). Важно, чтобы цель была вызовом, но не иллюзорным стремлением.
    Достаточно ли у нас ресурсов для выполнения этой цели?

    Какие альтернативные пути или решения мы можем рассмотреть, если возникнут проблемы или ограничения?
    R — Relevant (Значимая)
    Цель должна быть значимой и релевантной для общей стратегии или цели. Она должна соответствовать текущим потребностям и приоритетам.
    Какие преимущества или выгоды принесет достижение этой цели?

    Есть ли другие возможные цели или задачи, которые более значимы в текущей ситуации?
    T — Time-bound (Своевременные)
    Цель должна иметь определенные сроки выполнения. Это помогает создать четкий график и мотивирует к действию.
    Какие конкретные даты начала и завершения цели мы определяем?

    Какие меры мы примем, чтобы уложиться в установленный срок?

    Какой резерв времени мы оставим для непредвиденных обстоятельств?

    Примерная формулировка SMART-цели звучит так:

    Наша цель — достичь [конкретного и измеримого результата] к [временным рамкам или дедлайну]. Мы достигнем этой цели с помощью [шагов для достижения цели]. Достижение этой цели принесет [определенную пользу].

    Где можно использовать методику SMART-целей

    Образование: в учебе, когда нужно устанавливать и оценивать учебные цели.

    Бюджет: при планировании расходов, сбережений, инвестирования и других аспектов личных финансов.

    Бизнес: для повышения производительности, увеличения прибыли, управления проектами, удержания и привлечения клиентов.

    Личное развитие: для постановки и достижения таких целей, как развитие навыков, следование здоровому образу жизни и т.д.

    SMART подходит для постановки целей в самых разных сферах жизни. Главное — правильно сформулировать эти цели.

    Specific (Конкретная)

    Неправильная формулировка
    Улучшить знание английского
    Правильная формулировка
    Достичь уровня английского, достаточного для успешного сдачи экзамена IELTS на 7 баллов

    Measurable (Измеримые)

    Неправильная формулировка
    Улучшить физическую форму
    Правильная формулировка
    Увеличить количество выполненных отжиманий с 20 до 50 за одну тренировку

    Achievable (Достижимые)

    Неправильная формулировка
    Полностью изменить карьеру и стать профессиональным пилотом за год
    Правильная формулировка
    Получить лицензию частного пилота после завершения курса обучения в авиационной школе через 18 месяцев

    Relevant (Значимая)

    Неправильная формулировка
    Записаться на курсы по кулинарии, чтобы открыть собственный ресторан
    Правильная формулировка
    Изучить ресторанное дело, чтобы открыть собственный ресторан

    Time-bound (Своевременные)

    Неправильная формулировка
    Написать книгу
    Правильная формулировка
    Завершить первый черновик книги до конца года, занимаясь писательством каждый день по два часа

    Как ставить SMART-цели. Практическая инструкция

    Рассмотрим, как ставить цели по SMART-методике.

    Specific. Сперва определите, чего вы хотите достичь

    Как правило, цель — это что-то глобальное. Если она сформулирована в общих чертах, ее нужно конкретизировать и разбить на задачи. 

    Цели определяют общее направление и желаемый результат, в то время как задачи представляют собой конкретные шаги и действия, необходимые для достижения этих целей.

    Чтобы сформулировать задачи, есть разные инструменты и методы. Например, интеллект-карты или SWOT-анализ.

    Mind Mapping (Интеллект-карты)

    Интеллект-карта
    Источник

    Карты мыслей подойдут для визуализации связанных с целью идей, путей достижения и взаимосвязей между различными элементами. Этот инструмент помогает лучше понять цель и выделить ключевые аспекты для достижения успеха.

    SWOT-анализ

    SWOT-анализ
    Источник

    Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз поможет выявить внутренние и внешние факторы, которые могут повлиять на достижение цели. Это позволит учесть потенциальные риски и возможности при разработке плана действий.

    Measurable. Выявите конкретные показатели для измерения.

    Цель должна быть измеримой — у нее должны быть определенные критерии успеха, которые можно измерить и оценить. 

    Бизнесу будут полезны прежде всего критерии, позволяющие оценить достижение финансовых целей. Для этого существуют разные инструменты:

    CRM-системы

    CRM-системы (Customer Relationship Management) позволяют отслеживать взаимодействия с клиентами и управлять данными о них. С их помощью можно отслеживать количество новых клиентов, их активность, историю покупок и другие метрики.

    KPI-дашборды

    KPI-дашборд
    Источник

    Создайте панель ключевых показателей (KPI dashboard), которая будет отображать основные метрики, необходимые для измерения прогресса в достижении целей. Это может быть дашборд в программе Excel, Google Sheets или других специализированных сервисах для создания KPI-дашбордов.

    Опросы и анкеты

    Проводите опросы среди своих клиентов или пользователей, чтобы измерить их удовлетворенность продуктом или услугой, собрать обратную связь и оценить их потребности и предпочтения.

    A/B-тестирование

    Проводите A/B-тестирование для сравнения различных вариантов вашего продукта, маркетинговых материалов или веб-сайта и определения наиболее эффективных вариантов для достижения цели. 

    Отслеживание ключевых событий (Event Tracking)

    Используйте инструменты отслеживания событий, чтобы мониторить действия пользователей на вашем веб-сайте или в приложении. С их помощью можно отследить нажатия кнопок, просмотры страниц, заполнение форм и другие события, связанные с вашей целью.

    Отслеживание ключевых событий (Event Tracking)
    Источник

    Чтобы отслеживать достижение личных целей, подойдут более простые — но не менее важные — инструменты:

    Трекер привычек

    Приложения или таблицы для отслеживания ежедневных привычек и действий подойдут для контроля занятий спортом, учебы, чтения, питания, сна. 

    Финансовый трекер

    Финансы можно контролировать с помощью специальных приложений или таблиц — это отличный способ понять, как вы распоряжаетесь своими деньгами, и научиться управлять бюджетом более эффективно для достижения финансовых целей.

    Фитнес-трекер

    Фитнес-трекеры или мобильные приложения для отслеживания вашей физической активности, состояния здоровья и фитнес-целей. 

    Обратная связь

    Можно попросить знакомых или наставников давать обратную связь по личным целям и прогрессу в их достижении. Это поможет разработать новые идеи, получить поддержку и мотивацию для продолжения работы над своими целями.

    Achievable. Определите, хватает ли вам ресурсов для достижения цели.

    Оцените ресурсы, которые нужны для достижения цели, и удостоверьтесь, что их достаточно. 

    Для этого можно использовать методологии управления проектами, такие как PRINCE2, PMBOK или Agile.

    Relevant. Убедитесь, что цель важна 

    Цель должна соответствовать общей стратегии компании или команды (или вашей стратегии), быть актуальной.

    Если работа идет над бизнес-целью, не лишним будет найти других людей (заинтересованные стороны), которым тоже важна ваша цель. Оцените их интересы, потребности и влияние. Это поможет придумать не просто абстрактную цель, а цель, у которой будет реальные выгодополучатели.

    Как для бизнеса, так и для личных целей подойдут методы прогнозирования, например сценарный анализ, — с их помощью можно определить, насколько цель будет актуальна в будущем и какие изменения могут повлиять на ее реализацию.

    Time-bound. Установите точный срок для достижения цели

    Для успешной реализации заданной цели необходимо установить четкий и определенный временной интервал, в течение которого цель должна быть достигнута.

    Чтобы не запутаться в сроках, можно использовать заметки, напоминалки, календари, будильники или прибегнуть к более сложным инструментам. Например, к матрице ответственности.

    Определение ответственных лиц и временных сроков выполнения задач в матрице ответственности (RACI) поможет контролировать и организовывать процесс работы.

    Контрольные точки и майлстоуны
    Контрольные точки и майлстоуны. Источник

    А еще это отличный способ распределить роли в команде — и не расстраиваться, что кто-то делает все задачи, а кто-то создает видимость работы.

    Определив сроки достижения цели, стоит выделить майлстоуны — это промежуточные цели или контрольные точки в ходе выполнения проекта для оценки прогресса и обеспечения соблюдения установленного графика.

    Ошибки при постановке SMART-целей

    При постановке SMART-целей могут возникнуть различные ошибки, которые снижают эффективность их достижения.

    • Нечетко сформулированные цели и нераспределенные задачи могут вызвать несогласованность действий и перекладывание ответственности. Чтобы этого избежать, следует четко определить задачи для каждого участника и детально проработать план действий.
    • Отсутствие показателей эффективности затрудняет оценку прогресса, а также не позволяет своевременно скорректировать стратегию.
    • Постановка сразу нескольких целей может привести к размытости усилий и снижению продуктивности. Лучше сосредоточиться на одной цели, а затем последовательно двигаться к другим — экстремальные темпы могут привести к выгоранию.

    Преимущества и недостатки SMART-методики

    Преимущества

    Четкость цели

    Позволяет увидеть ожидаемый результат с самого начала планирования.

    Практичность

    Описание цели представляет собой краткий план действий с конкретными шагами, что обеспечивает ее понимание и облегчает выполнение задач.

    Универсальность

    Методика применима как в бизнесе, так и в жизни, что позволяет использовать ее в различных областях и сферах деятельности.

    Экономия ресурсов

    SMART-цели помогают установить сроки выполнения и бюджет, выделить инструменты для реализации плана и оптимально использовать ресурсы.

    Мотивация

    Четко сформулированная цель помогает определить участников проекта, повысить их мотивацию и эффективность работы.

    Недостатки

    Неясность на начальном этапе проекта

    Постановка задач может вызвать неопределенность и затруднения в начале проекта, поскольку определен ожидаемый результат, но неясно, с чего начать.

    Неожиданные проблемы

    Проблемы, которые не были учтены при постановке задач, могут отвлечь от проекта и увеличить сроки реализации плана, что может привести к задержкам и проблемам в выполнении цели.

    Недовольство участников проекта

    Высокие плановые показатели могут вызвать недовольство и раздражение у участников проекта, поэтому важно подчеркнуть, как ожидаемый результат повлияет на будущее компании, и пошагово приближаться к цели.

    SMARTER и GROW: в чем отличия от SMART

    Существует также расширенная версия методологии SMART, в которой добавляются дополнительные критерии для более полного и точного определения целиSMARTER. В эту концепцию добавляются еще два критерия — Evaluate (Оценка) и Readjust (Корректировка).

    Evaluate (Оценка)

    Цель должна предусматривать механизмы оценки прогресса и достижения результатов по ходу ее выполнения.

    Readjust (Корректировка)

    Цель должна предусматривать при необходимости возможность корректировки или пересмотра стратегии для достижения лучших результатов.

    Есть еще одна эффективная методика для постановки и достижения целей — модель GROW (Goals — цели, Reality — текущее положение, Options — способы достижения цели, Will — воля и конкретные шаги).

    Основное различие между SMART и GROW заключается в том, что SMART сосредоточена на том, как сформулировать и оценить цель, тогда как GROW использует методы коучинга и помогает достигать своих целей путем осознания текущего положения и поиска возможных решений. Методики могут дополнять друг друга.

    Полезные ссылки

    Разбор

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии