Баннер мобильный (3) Пройти тест

Управление IT-продуктом: как устроено и кто в этом участвует

Как рождаются и «умирают» программы и приложения

Разбор

24 июля 2024

Поделиться

Скопировано
Управление IT-продуктом: как устроено и кто в этом участвует

Содержание

    Купить еду, не выходя из дома, устроить тренировку или заплатить налоги — в этом помогают IT-продукты. Каждый день мы пользуемся сайтами и приложениями, не задумываясь о том, что за их стабильной работой стоит целая команда специалистов.

    Вместе с руководителем направления «Навыки и карьера» hh.ru Мариной Дороховой разбираемся, что такое IT-продукты, кто за них отвечает и что происходит на каждом этапе жизненного цикла.

    Что такое IT-продукт

    IT-продукты — это любые решения, которые разработаны с помощью программного кода и включают в себя различные технологии, например базы данных, облачные сервисы, сетевые технологии, искусственный интеллект и т.д. 

    IT-продукты создаются для решения конкретных задач. Это может быть мобильное приложение для медитаций, сервис доставки еды, игра с виртуальным питомцем, программа бухучета или комплексная система безопасности.

    Что отличает IT-решения от продуктов других сфер: 

    • Они работают в цифровой среде и могут взаимодействовать друг с другом: обмениваться данными, подключать дополнительные функции.
    • Их можно улучшать и дорабатывать в рамках одной версии. То есть, для обновления часто не нужно выпускать отдельный продукт, а пользователю — покупать еще одну лицензию.
    • Часто используют инновационные технологии, такие как искусственный интеллект, анализ данных, интернет вещей и т.д.

    Ответьте на 8 вопросов и получите бесплатно карьерный гайд «Продакт-менеджер в IT: как создавать продукты и управлять командой». Узнайте требования к продакт- менеджерам в IT, перспективы профессии, способы перехода из разных направлений. В подарок — курс по UX-дизайну для продактов.

    Какие бывают виды IT-продуктов

    Существуют разные классификации продуктов в IT. Рассмотрим две основные.

    По потребителю: 

    Продукты для B2C-клиентов — программы, приложения и сервисы, которые используют обычные пользователи: для рабочих задач, совершения покупок, оплаты услуг, развлечения и т.д. Например, интернет-магазины, информационные и новостные сайты, социальные сети, онлайн-игры и т.д. 

    В основном они предоставляются пользователям бесплатно. Например, для покупок на маркетплейсах не нужна подписка, такие сервисы получают прибыль от компаний, которые размещают свои товары. Новостные порталы, к примеру, зарабатывают за счет платных рекламных услуг: заказных статей, продвижения в ленте и т.д.

    Некоторые приложения включают встроенные покупки. Например, сервис Notion — бесплатный для личного пользования. Но если вы хотите завести корпоративный аккаунт для работы с коллегами, придется купить платный тариф.

    Тарифы сервиса Notion
    Тарифы Notion. Источник

    Другие программы и сервисы для широкой аудитории можно использовать только платно. Например, сервис Яндекс.Музыка, который доступен по подписке. При этом пользователю доступен бесплатный тестовый период — 60 дней, чтобы оценить функции и понять, подходит ли ему продукт.

    подписка сервиса Яндекс музыка
    Яндекс.Музыка — пример продукта по подписке. Источник

    Продукты для B2B- и B2G-клиентов — используются для решения задач коммерческих и государственных компаний. К ним относятся системы управления предприятием (ERP), системы информационной безопасности, офисные приложения, CRM, например Битрикс24 и т.д.

    сервис битрикс24
    Онлайн-офис для совместной работы Битрикс24. Источник

    Программы для госсектора должны соответствовать требованиям безопасности, поэтому они проходят обязательные проверки и сертификации. Например, такие продукты должны быть включены в Единый реестр российских программ.

    Заказные продукты — в целом такие программы и приложения также относятся к рынку B2B и B2G, но они создаются для конкретного клиента. 

    Это может быть уникальная разработка с нуля либо кастомизация продукта, то есть изменение базовой конфигурации под требования заказчика. К ним относятся, например, корпоративные информационные системы, приложения для автоматизации бизнес-процессов и т.д.

    Продукты для внутреннего пользования — создаются внутри конкретной компании или корпорации и не выпускаются на широкий рынок. Например, это могут быть мессенджеры и корпоративные порталы.

    По способу распространения:

    On-premise — устанавливается на сервер компании или компьютер пользователя. Например, это программа Adobe Photoshop. Чтобы работать в графическом редакторе, нужно скачать его и установить на рабочее устройство.

    программа Adobe Photoshop

    Программа Adobe Photoshop. Источник

    On-cloud, или Cloud-based — облачные сервисы, к которым можно получить удаленный доступ по подписке. Например, Dropbox, с помощью которого можно хранить файлы в облаке и делиться ими с коллегами.

    сервис dropbox
    Облачное хранилище Dropbox. Источник

    Жизненный цикл продукта

    Жизненный цикл (ЖЦ) — это весь период существования продукта от его создания до ухода с рынка, который состоит из нескольких этапов. Компания отслеживает ЖЦ, чтобы контролировать и улучшать продукт: адаптировать под запросы пользователей, быстро находить и исправлять ошибки, а также распределять ресурсы, планировать обновления или разработку новых версий. 

    жизненный цикл продукта
    Жизненный цикл продукта. Источник

    Исследование и разработка IT-продукта

    Любой продукт начинается с идеи. Чаще всего это результат тщательного планирования, но иногда — просто случайное озарение. Вот несколько источников идеи IT-продуктов: 

    • Анализ рынка — команда изучает тренды и аудиторию: проводит опросы, кастдевы и анкетирования, чтобы понять потребности пользователей и придумать, какой продукт может их удовлетворить.
    • Обратная связь от клиентов — пользователи часто пишут отзывы о программах и приложениях, в которых рассказывают о недостатках или предлагают идеи дополнительных функций. Эта информация может стать основой для нового продукта. 
    • Сотрудники компании — команда разработки, менеджеры и руководители могут предлагать идеи, используя свой опыт и знание рынка.
    • Анализ конкурентов — изучая продукцию конкурентов, можно придумать уникальные функции или преимущества для будущего продукта, которого еще нет на рынке.
    • Инсайты — иногда оригинальные идеи рождаются внутри небольшой команды энтузиастов и становятся основой для стартапа.

    После проработки идеи и концепции программы или сервиса product owner или product manager формирует бизнес-требования к продукту и передает их команде разработки — техническим писателям, программистам, архитекторам, аналитикам и другим специалистам. Они пишут код и создают интерфейс будущего приложения.

    Некоторые компании сначала выпускают MVP (minimum viable product) — базовую версию продукта, которая содержит только основные функции. Например, приложение для учета финансов на этапе MPV может считать доходы и расходы, при этом работать без UX/UI-оптимизации и не поддерживать функцию виртуального помощника. После вывода на рынок MVP компания собирает обратную связь и дорабатывает полноценную версию продукта.

    MVP
    MVP — прототип продукта, который выполняет его главные функции. Источник

    Завершающий этап создания продукта — тестирование. Оно делится на функциональное и нефункциональное. В первом случае проверяются все функции программы, а во втором — производительность и стабильность продукта, наличие багов и качество UX/UI.

    Тестирование включает следующие виды:

    • Ручное тестирование — воспроизведений действий, которые должен совершать пользователь.
    • Тестирование по тест-кейсам — форма ручного тестирования, при котором действия пользователей объединяются в заранее описанные сценарии.
    • Автоматизированное тестирование (автотесты) — код, который имитирует действия пользователя или вызывает отдельные функции программы, чтобы проверить ее работоспособность исправление.
    • Регрессионное тестирование — повторная проверка багов, которые уже были найдены и исправлены.

    Если компания сначала выпускает MVP, то проводится базовое тестирование. Как правило, для этого используют автотесты.

    Внедрение на рынок

    На этом этапе приложение выводят на рынок. Главная цель — рассказать о продукте и привлечь целевую аудиторию. В процессе внедрения участвуют маркетологи, специалисты по рекламе и пиару, а также отдел продаж. 

    Способы и каналы продвижения зависят от типа продукта и клиентов. Например, для рекламы фитнес-приложения часто используют таргетированную рекламу, а клиентов CRM-системы привлекают на тематических форумах или с помощью email-рассылки.

    Рост продаж

    Популярность приложения можно оценить по метрикам. На этом этапе увеличивается количество пользователей, продолжительность сессий, конверсия и в конечном итоге — прибыль. 

    Компания получает больше отзывов, которые помогают лучше понять целевую аудиторию и при необходимости доработать продукт.

    Зрелость продукта

    На этапе зрелости рост метрик замедляется, потому что большинство потенциальных клиентов уже используют продукт. Доход компании и число клиентов достигают стабильного уровня. Поэтому бизнес фокусируется на удержании текущих пользователей вместо привлечения новых. Например, предлагает скидку постоянным пользователям или проводит анкетирование среди тех, кто пользовался приложением, но отказался от него.

    Упадок 

    В конце жизненного цикла продажи и доход от распространения продукта начинают снижаться. Причины могут разными, например выпуск более удобного приложения, изменение предпочтений пользователей или релиз новой версии, которая сильно отличается от исходной, поэтому ее выделяют в отдельный продукт.

    На этом этапе компания может:

    • полностью закрыть продукт, если не планирует его дорабатывать и считает убыточным;
    • сократить затраты на маркетинг и поддержку, чтобы повысить маржинальность и сохранить прибыльность на этапе спада;
    • предложить текущим пользователям бесплатное обновление до новой версии либо переход на выгодных условиях.

    Чтобы понять, на каком этапе жизненного цикла сейчас находится продукт, нужно смотреть на метрики. На этапе разработки, скорее всего, компания отдает больше ресурсов, чем получает. Когда начинаются первые продажи и появляется спрос, бизнес начинает наращивать долю на рынке и зарабатывать. Зная изначальную емкость рынка, можно понять, насколько вы к ней близки.

    Марина Дорохова,
    руководитель направления «Навыки и карьера» hh.ru

    Кто участвует в управлении IT-продуктом

    В российских и зарубежных компаниях за жизненный цикл продукта отвечают три специалиста: 

    • Product owner (владелец продукта) — менеджер, который связывает бизнес с командой разработки. Именно он определяет, каким будет продукт. Для этого он проводит исследование рынка и целевой аудитории, находит уникальное торговое преимущество и составляет бэклог — список требований и задач, который передает разработчикам. 
    • Проджект-менеджер — специалист, который определяет, как и по каким принципам будет создаваться продукт. Его задача — организовать сотрудников и контролировать процесс работы. Для этого он формирует проектную команду, ставит задачи и сроки и проводит контрольные спринты. Также при создании заказных продуктов проджект-менеджер проводит презентации клиенту и собирает обратную связь для доработки программы. 
    • Тимлид — главный в команде разработки. Он отвечает за техническую часть продукта и непосредственно управляет проектной командой: распределяет задачи и проверяет их исполнение. Это наставник, который решает все спорные вопросы, помогает поддерживать командный дух и мотивацию. Также тимлид занимается онбордингом новичков и помогает им быстрее влиться в команду. 

    В зависимости от компании и сферы деятельности все эти функции могут совмещать два или даже один специалист. 

    Главное об управлении продуктом в IT

    • IT-продукт — это любое решение, созданное с помощью программного кода, например сайт, приложение, интернет-магазин, онлайн-игра, сервис для бизнеса и т.д.
    • Продукты в IT-сфере отличаются от других тем, что они существуют в цифровой среде, основаны на инновационных технологиях и могут дорабатываться в рамках одной версии, без выпуска нового продукта.
    • Программы, приложения и сервисы можно разделить на два основных типа: в зависимости от потребителя и способа распространения. К первой категории относятся B2C-продукты для широкой аудитории, B2B- и B2G-программы для корпоративных клиентов и государственных компаний и заказные — которые создаются для конкретного заказчика. 
    • По способу распространения продукты делятся на On-premise — устанавливаются на рабочие станции — и On-cloud — облачные сервисы.
    • Каждый продукт проходит через жизненный цикл — период существования, от идеи до снятия с рынка. Его можно разделить на пять этапов: исследование и разработка, вывод на рынок, период роста, зрелость, упадок. 
    • Компания отслеживает жизненный цикл, чтобы контролировать и улучшать продукт на каждом этапе.
    • IT-продуктом управляют несколько специалистов. Как правило, это владелец продукта, проджект-менеджер и тимлид. У каждого из них своя зона ответственности. При этом в некоторых компаниях один человек может совмещать все три роли.

    Разбор

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии