Стоит ли тратить время на диплом айтишника или пройти курсы и искать работу? Высшее образование в сфере информационных технологий — неизменная тема для дебатов. Одни считают, что вузы отстают от актуальных технологий и не дают практики, другие — что фундаментальная математическая подготовка очень важна.
Вместе с Алексеем Дворецким, программным директором проекта «Высшее образование» Skillfactory, разбираемся, когда айтишникам нужно заканчивать вуз, чем хорошее образование отличается от плохого и стоит ли учиться «ради диплома».
Высшее образование: нужно или нет?
Что показывают цифры
Мы изучили вакансии в IT-сфере на сайте hh.ru и выяснили, что:
- примерно треть работодателей требует, чтобы у кандидатов было высшее образование;
- многие компании добавляют пункт о профильном дипломе в раздел о дополнительных пожеланиях;
- чаще всего компании рассматривают всех специалистов — с высшим образованием и без, — но считают его преимуществом при отборе.
«Работа.ру» в 2023-м проводила опрос работодателей, насколько для них важно наличие диплома:
- 50% ответило, что высшее образование важно, но не всегда обязательно. 8% — что оно обязательно всегда.
- 57% компаний считает, что престижность вуза имеет значение, но это не главное. Для 2% статус и имя вуза критически важны.
С IT-специалистами получилась интересная статистика. О важности высшего образования в этой сфере заявили 38% работодателей. Айтишники оказались посередине между двумя группами профессий: в первой высшее образование важно, в другой оно имеет мало значения.
Что думают эксперты
По моему мнению, современное высшее образование развивается не так быстро, как появляются новые технологии. Поэтому для IT специалистов оно не является обязательным. Чаще всего от работника IT ждут опыт работы два-три года. Даже если на вакансию откликается очень опытный кандидат, при найме, как правило, смотрят, чем последнее время занимался человек.
Конечно, наличие специального технического высшего образования (например, в областях точных наук) будет плюсом. Но это, скорее, расскажет о складе ума, чем о навыках, необходимых в текущих реалиях.
На мой взгляд, гораздо ценнее опыт. После сотен собеседований, которые я провел, могу с уверенностью сказать, что смотрю не на диплом, а на реальные навыки.
Для меня как основателя компании не очень важен предыдущий опыт работы человека. И, тем более, наличие диплома о высшем образовании. За последние полгода мы наблюдаем тенденцию: на IT-вакансии стали активнее откликаться специалисты без профильного образования — экономисты, администраторы, бухгалтеры, маркетологи, логисты, юристы, финансисты и т.д. Это люди, которые прошли специализированные IT-курсы и изменили свои компетенции.
Высшее образование приветствуется, но не менее важно следить за новыми технологиями и изучать их.
Когда ко мне в компанию приходят устраиваться специалисты с небольшим или нулевым опытом работы либо без высшего технического образования, я провожу интервью, задаю вопросы, и понимаю, насколько люди предметно готовы к ведению крупных проектов. И если кандидат проходит все этапы отбора, он понимает, что получил работу из-за компетенций, а не выслуги лет или диплома.
Что показывает практика
Современные курсы дают возможность перейти в IT из любой сферы. Истории реальных людей тому доказательства. Например, переводчица с китайского Ольга Киба переучилась на фронтенд-разработчицу за три месяца, прошла стажировку в AliExpress и сейчас работает в британской компании. А Андрей Беренда мечтал быть химиком, но не сложилось. Он обучился бэкенд-разработке и теперь работает в подразделении Amazon в Ирландии. Это только пара примеров; на самом деле историй людей, которые перешли без профильного образования, гораздо больше.
Какой вывод можно сделать: высшее образование в IT желательно, но не обязательно. Но это работает не для всех.
Кому все-таки нужно высшее образование?
Университет дает фундаментальную математическую базу: статистику, теорию вероятности, высшую математику. Эти знания очень востребованы в следующих профессиях:
- Data Scientist;
- инженер/архитектор ПО;
- специалист по информационной безопасности;
- аналитик данных.
Знание математики позволяет программисту строить сложные алгоритмы, разрабатывать многослойные программы. Такие нужны, например, для работы с большими данными в промышленности, добывающих отраслях, робототехнике, работе с NLP.
Вакансии с приставкой «инженер» и зарплатой от 100 000 рублей, как правило, требуют от соискателей высшего технического образования и фундаментальных знаний.
Для работы в государственных компаниях всегда требуется высшее образование. Кроме того, многие работодатели устанавливают такое условие для senior специалистов и руководителей.
Если вы хотите связать свою жизнь с техническими науками: писать новые языки программирования, развивать искусственный интеллект и создавать в этой сфере что-то новое, — нужно быть готовиться к долгому пути: бакалавриат — магистратура — аспирантура — получение научных степеней.
Неочевидный плюс учебы в вузах: это дает вам базу и время выбрать узкую специальность. Поэтому, если пока не определились, кем хотите работать в IT, образование в вузе — отличный способ познакомиться со средой и найти для себя подходящую профессию. В этом случае стоит поступать на «Компьютерные науки» или другую широкую специальность.
Также, в отличие от онлайн-курсов, высшее образование дает отсрочку от армии. Программист без образования не сможет ей воспользоваться. Для тех, кому актуален этот вопрос, отсрочка может стать веской причиной для поступления.
Кому нужно высшее IT-образование, коротко:
- «серьезным» специалистам, которые работают с математикой: дата сайентистам, кибербезопасникам, инженерам;
- будущим ученым в сфере компьютерных наук;
- будущим сотрудникам государственных компаний;
- senior специалистам и руководителям;
- тем, кто хочет в IT, но не хочет в армию;
- тем, кто хочет в IT, но не определился со специальностью.
В чем практическая польза высшего образования
Системные знания
Учеба в университете дает более глубокие знания в области математики и компьютерных наук, чем можно освоить самостоятельно. Студенты учатся не только применять алгоритмы, но и понимать принципы их работы.
Обучение в вузе также помогает расширить кругозор. Будущие специалисты накапливают знания из смежных областей и учатся видеть связи между разными научными дисциплинами.
Кроме того, студенты тренируются решать сложные задачи и получают подробную обратную связь от опытных преподавателей. Все это формирует сильную базу хард скилов, которые помогут быстрее справляться с рабочими проектами.
Конкурентным преимуществом и возможностью для карьерного роста становятся эти знания и навыки, а не диплом сам по себе. Если айтишник получит их не в вузе, а где-то еще, они тоже будут цениться. Но вуз дает информацию наиболее полно, без пробелов, которые легко допустить при самообучении. А диплом подтверждает эти скилы.
Софт скилы
Во время учебы студенты сами распределяют время на выполнение заданий и научных проектов. Учатся соблюдать дедлайны, решать форс-мажоры и договариваться друг с другом во время совместных задач.
Такой опыт очень важен для IT-сферы, где специалисты обычно работают в командах.
Профессиональные связи и нетворкинг
Студенты вузов знакомятся и общаются с будущими коллегами, ездят на стажировки, участвуют в научных проектах, конференциях и конкурсах. К моменту выпуска у них уже есть связи в своей сфере. Новые знакомые могут дать больше возможностей: предложить оффер, пригласить на хакатон или поделиться знаниями.
Высокая зарплата
Статистика показывает: инвестиции в высшее образование дают самую высокую отдачу на рынке труда России. Зарплаты людей с высшим образованием почти вдвое выше, чем у тех, кто закончил только школу. И это касается образования в целом, а не только топовых вузов.
В 2021 году в НИУ ВШЭ опубликовали исследование о том, как влияет магистерская степень на занятость и зарплаты выпускников. По результатам этого исследования авторы выяснили:
- магистры в России получают в среднем на 30% больше, чем бакалавры;
- магистерская степень увеличивает шанс получить работу на 3–8% для мужчин и на 10–16% для женщин;
- магистры получают более высокие премии — на 2–11% больше для мужчин и на 5–21% для женщин.
Конечно, НИУ ВШЭ рассматривали не только сферу IT. Но общий вывод, который можно сделать из этих фактов, — уровень образования коррелирует с размером зарплаты и шансом получить хорошую работу.
Престижный и «непрестижный» вуз — есть ли разница?
Результаты исследований показывают, что престижность вуза имеет значение как минимум для работодателей. Сервис SuperJob ежегодно составляет рейтинги IT-вузов по уровню зарплат выпускников, и уже несколько лет подряд в списках лидируют топовые университеты.
По результатам 2024 года больше всего получают IT-специалисты, которые выпустились из МФТИ, ИТМО, МГУ, МГТУ им. Баумана и МИФИ, а также выпускники НИУ ВШЭ, СПбГУ и Иннополиса. Ценятся и дипломы других технических вузов с хорошей репутацией: Санкт-Петербургского Политеха, МЭИ и МАИ, МИСИС и прочих.
Есть два возможных объяснения, почему выпускникам престижных вузов платят больше:
- по теории человеческого капитала образование — это инвестиция, и учеба в престижном вузе дает студенту более высокий уровень компетенций, поэтому его выпускники ценятся на рынке труда;
- работодатели могут считать, что диплом элитного вуза показывает целеустремленность кандидата и его способности к усердной работе — он смог поступить в такой университет и успешно из него выпуститься.
Вывод: разные дипломы имеют разную ценность, а престижность вуза имеет значение. Малоизвестные вузы и гуманитарное образование менее привлекательны для работодателя.
Если высшее образование некачественное
Частый аргумент в спорах про образование для айтишников — программы вузов всё равно устаревают быстрее, чем развиваются технологии. Доля правды в этом есть. И сейчас можно найти университеты, где студенты учатся по устаревшим методичкам и почти не получают опыта работы с актуальными инструментами.
Чтобы быть востребованным на рынке, параллельно с учебой придется что-то доучивать самостоятельно. Но базовые знания математики и низкоуровневых языков программирования, которые вы получите в любом вузе, помогут вам освоиться. Любые новые навыки будут хорошо ложиться на подготовленную почву.
Получаем такой вывод: хорошее образование лучше, чем плохое. Плохое образование лучше, чем никакого.
Ситуация, в которой образование по-настоящему бесполезно, — диплом «для галочки», не подкрепленный практическим опытом. В этом случае у выпускника фактически нет знаний по специальности, а диплом никак не отражает его компетенцию. На собеседовании рекрутер может учесть его наличие, но во время работы быстро выяснится реальный уровень сотрудника.
Высшее образование в IT — выводы
- Высшее образование для айтишников — не обязательное условие для работы в IT, за исключением некоторых профессий, грейдов и сфер. При этом оно дает кандидату преимущество при поиске работы и практическую пользу.
- Сотрудники с высшим образованием получают более высокую зарплату, а магистры зарабатывают больше, чем бакалавры.
- Дипломы престижных технических вузов ценятся работодателями больше, таким выпускникам предлагают высокую зарплату. По возможности лучше выбирать сильные университеты.
- Диплом «непрестижного» вуза лучше, чем его отсутствие. Если поступить в элитный вуз не удалось, лучше закончить менее известный университет, чем отказаться от высшего образования.
- Диплом «для галочки» дает меньше всего пользы по сравнению с остальными вариантами. Поэтому главное условие при выборе вуза — подбирать такой, где будет интересно и комфортно учиться, а не просто «работать на диплом».