Баннер мобильный (3) Пройти тест

Что такое проблемно-ориентированное обучение и почему оно лучше традиционного

Теория vs. практика

Разбор

31 января 2025

Поделиться

Скопировано
Что такое проблемно-ориентированное обучение и почему оно лучше традиционного

Содержание

    Долгое изучение теории может утомить, из-за чего студенты теряют интерес и мотивацию. Совсем иначе устроено проблемное обучение, или PBL — там делают акцент не на теории, а на практике и решают конкретные кейсы. Как устроена эта методика — разбираемся в статье со старшим проектным менеджером Skillbox Андреем Трофимовым.

    История проблемно-ориентированного обучения

    Проблемно-ориентированное обучение (Problem Based Learning, или PBL) возникло в 1960-х годах в ответ на традиционные методы, которые фокусировались на простом заучивании теории. Промышленность и экономика развивались, поэтому нужны были квалифицированные специалисты. Но выпускники вузов часто не были готовы к работе в реальных условиях. 

    В 1969 году в медицинском колледже Макмастера в Канаде впервые разработали первую программу проблемно-ориентированного обучения. Ее автор Говард Барроуз предложил использовать на уроках кейсы из практики. Это не только помогло повысить уровень подготовки студентов, но и сделало скучные лекции увлекательными.

    Со временем концепция PBL начала распространяться и на другие области образования: гуманитарные и естественные науки, бизнес, IT.

    Сегодня проблемно-ориентированное обучение считается одним из самых эффективных и активно используется по всему миру.

    Проблемный метод может отлично подойти для обучения в IT. Начинающему специалисту нужно выучить очень большой объем информации, поэтому к концу программы многие забывают то, что было в начале. 

    Когда мы идем от конкретной проблемы или задачи, то овладеваем навыками постепенно. Не нужно знать всю тему целиком, чтобы выполнить конкретную задачу. Комбинируя разные темы, мы быстрее начинаем использовать знания на практике и лучше их запоминаем.

    Андрей Трофимов, старший проектный менеджер Skillbox

    Особенности PBL-методики

    В PBL процесс обучения строится вокруг решения реальных задач. При этом студенты обращаются к уже пройденной теории, что помогает лучше усвоить материал. 

    Также меняется роль преподавателя — он становится помощником, который направляет и поддерживает, а не читает скучную лекцию.

    Таким образом, главные компоненты PBL:

    • Фокус на проблеме: учебный процесс строится вокруг конкретной задачи или ситуации, которую необходимо решить. Это может быть реальный кейс или гипотетическая ситуация.
    • Активное участие студентов: они не просто слушают теорию, а занимаются исследованиями и практикой.
    • Совместная работа: обучение часто проводят в группах, где студенты учатся работать в команде. 
    • Оценка и рефлексия: важно проанализировать процесс обучения, обсудить с командой, что сработало, а что нет и как это можно улучшить в будущем.

    К сожалению, не для всех направлений можно использовать метод PBL. Например, верстка — это набор технологий, которые можно изучить в разном объеме и решить задачу не одним конкретным способом, а разными, постепенно повышая уровень сложности. А в языках программирования, например JavaScript, мы не можем дать отрывочные неполные знания, потому что иначе программа просто не заработает.

    Андрей Трофимов, старший проектный менеджер Skillbox

    Отличие PBL от других подходов

    Чаще всего проблемно-ориентированное обучение путают с проблемно-ориентированным подходом в обучении. Второе — более широкое понятие, которое акцентирует внимание на процессе мышления в целом. Например, подход включает развитие критического мышления и навыков анализа. 

    Для наглядности разберем различия терминов в таблице.

    Характеристика
    Проблемно-ориентированное обучение 
    Проблемно-ориентированный подход
    Цель обучения
    Получить конкретный результат и научиться решать задачу
    Развить общее мышление и способность адаптироваться к различным ситуациям
    Структура учебного процесса
    Строится вокруг конкретной проблемы
    Гибкий подход, который охватывает множество тем и направлений
    Роль преподавателя
    Выступает как фасилитатор, который направляет студентов, помогает организовать обсуждение и поиск решений
    Активно участвует в обсуждениях, дополняет знания и помогает разбирать разные аспекты темы
    Оценка результатов
    Результат достигнут, если решена конкретная проблема
    Важно не только найти решение, но и проанализировать процесс: как студенты работали, какие выводы сделали и какие навыки развили

    При этом проблемно-ориентированное обучение и проблемно-ориентированный подход имеют много общего, например активное участие студентов, групповая работа и оценка полученных знаний и опыта.

    PBL методы обучения 

    В PBL применяют разные модели обучения:

    • через действие: нужно решить конкретную практическую проблему. Например, создать приложение для подбора меню, чтобы рационально использовать продукты в холодильнике;
    • на месте: решение проблемы происходит не в учебном классе, а непосредственно там, где она возникает, например в IT-компании или агентстве;
    • на кейсах: студенты разбирают ситуации из практики, с которыми сталкивались коллеги или компания;
    • через вызов: в качестве задачи берется не гипотетическая, а реальная проблема компании, которую нужно решить прямо сейчас.

    В современных условиях часто используют образовательную модель 4C/ID. Сначала учащийся изучает теорию и получает комплексное представление об изучаемом предмете, а затем сразу переходит к практике. 

    модель обучения 4C/ID
    Образовательная модель 4C/ID. Источник

    Преимущества и недостатки проблемного обучения по сравнению с традиционным

    Андрей Трофимов
    старший проектный менеджер Skillbox

    Преимущества PBL

    • Развивает критическое мышление: студенты учатся разбирать проблему, искать логичные решения и оценивать их последствия.
    • Упрощает вход в профессию: теория сразу применяется на практике, что помогает закрепить пройденный материал.
    • Развивает мягкие навыки: работа в группах учит договариваться, объяснять свои идеи и находить выход из спорных ситуаций.
    • Повышает мотивацию: работа с реальными проблемами делает учебный процесс более увлекательным.
    • Развивает самостоятельность: студенты привыкают анализировать информацию, делать выводы и брать ответственность за свои решения.

    Когда студент решает задачи, похожие на реальные, во-первых, он получает больше релевантной практики. Мы проводили исследования и выяснили, что при проблемном подходе студенты создают на 30% больше проектов для портфолио по сравнению с обычным обучением, а количество трудоустройств выше на 35%.

    Во-вторых, это усиливает мотивацию. Неинтересно в сотый раз решать типовую задачу по созданию абстрактного интернет-магазина; гораздо лучше выполнить реальный кейс, который будет оценен потенциальными работодателями. Студенты погружаются в атмосферу IT-рынка. Они понимают, какие есть роли, в чем разница между тимлидом и техлидом, как общаются люди в команде, они изучают местный сленг. У них появляются якорьки, которые позволяют дальше заниматься самообразованием — гуглить, искать информацию. А совместно с большой вариативностью заданий формируется насмотренность, и со временем ученик может решать более сложные задачи, востребованные рынком. 

    Недостатки и трудности PBL

    • Требует больше времени: процесс исследования и решения проблемы более длительный, чем в традиционных методах обучения.
    • Нужно готовить преподавателей: преподавателю важно понимать методику, уметь направлять студентов и создавать условия для их работы.
    • Неравномерная нагрузка на студентов: в групповых проектах могут возникать ситуации, когда одни студенты работают больше, чем другие.
    • Сложность оценки: оценка результатов работы может быть субъективной и трудоемкой, поскольку нужно учитывать как индивидуальные, так и групповые достижения.
    • Сложности адаптации: не всем студентам легко перестроиться на самостоятельное изучение материала.
    • Риски недостатка теории: если акцент слишком сильно смещен на практику, студенты могут упустить важные теоретические знания.

    Главная сложность при использовании проблемного метода — поиск реальных задач. Нужно находить партнеров, которые согласятся работать вместе и предоставят свою айдентику. В идеале это должна быть крупная компания, которая имеет влияние на рынке и всеми узнаваема, потому что делать заказы для компании “Ромашка” не очень интересно даже новичку. 

    Также нужны специалисты, занимающие руководящие позиции, которые разбираются в рынке, умеют декомпозировать большие задачи, имеют опыт работы со стажерами и джунами.

    И, наконец, подготовка такого курса требует намного больше времени. Это сложнее, чем обычное линейное обучение. Важно, чтобы образовательная платформа позволяла выложить материалы определенным образом и у студента была возможность построить свой собственный нелинейный путь развития.

    Пример проблемного обучения

    Представим, как можно применить проблемный метод для студентов-разработчиков. Процесс обучения будет включать семь этапов:

    1. Определение проблемы: например, нехватка парковочных мест возле университета. Учащиеся обсуждают возникшую ситуацию и исследуют, как это влияет на студентов и сотрудников. 
    1. Формулирование задачи: например, можно создать приложение, которое будет находить свободные парковочные места в режиме онлайн и резервировать их.
    1. Исследование и анализ: студенты изучают технологии, которые потребуются для разработки приложения (базы данных, API для получения данных о парковке, фронтенд- и бэкенд-технологии).
    1. Создание концепции: студенты разрабатывают концепцию будущего приложения — описывают пользовательские сценарии, создают интерфейс и прототип в Figma.
    1. Реализация проекта: учащиеся делятся на команды, каждая из которых отвечает за свою часть проекта (фронтенд, бэкенд, работа с базами данных и тестирование).
    1. Тестирование и улучшение: готовое приложение проверяют, выявляют баги и собирают отзывы от пользователей. На основе полученных данных вносят улучшения.
    1. Презентация результатов: студенты наглядно показывают, как их приложение решают проблему нехватки парковочных мест.

    Они развивают технические навыки, учатся работать в команде, критически мыслить и решать конкретные задачи. Все это лежит в основе проблемно-ориентированного обучения.

    Собрать линейный продукт можно довольно быстро. Но если есть желание сделать что-то фундаментальное, проект, который станет флагманом, вызовет настоящий интерес у студента, то нужно делать проблемно-ориентированный курс.

    Такое обучение намного интереснее, но также сложнее и дороже. Потому что, чтобы предоставить студенту возможность сделать больше домашних заданий и разнообразить свое портфолио, мы тратим больше ресурсов на подготовку и проверку. Однако если сделать все правильно, то обучение получится очень увлекательным, актуальным и в него захочется погружаться».

    Андрей Трофимов, старший проектный менеджер Skillbox

    Разбор

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии