Долгое изучение теории может утомить, из-за чего студенты теряют интерес и мотивацию. Совсем иначе устроено проблемное обучение, или PBL — там делают акцент не на теории, а на практике и решают конкретные кейсы. Как устроена эта методика — разбираемся в статье со старшим проектным менеджером Skillbox Андреем Трофимовым.
История проблемно-ориентированного обучения
Проблемно-ориентированное обучение (Problem Based Learning, или PBL) возникло в 1960-х годах в ответ на традиционные методы, которые фокусировались на простом заучивании теории. Промышленность и экономика развивались, поэтому нужны были квалифицированные специалисты. Но выпускники вузов часто не были готовы к работе в реальных условиях.
В 1969 году в медицинском колледже Макмастера в Канаде впервые разработали первую программу проблемно-ориентированного обучения. Ее автор Говард Барроуз предложил использовать на уроках кейсы из практики. Это не только помогло повысить уровень подготовки студентов, но и сделало скучные лекции увлекательными.
Со временем концепция PBL начала распространяться и на другие области образования: гуманитарные и естественные науки, бизнес, IT.
Сегодня проблемно-ориентированное обучение считается одним из самых эффективных и активно используется по всему миру.
Особенности PBL-методики
В PBL процесс обучения строится вокруг решения реальных задач. При этом студенты обращаются к уже пройденной теории, что помогает лучше усвоить материал.
Также меняется роль преподавателя — он становится помощником, который направляет и поддерживает, а не читает скучную лекцию.
Таким образом, главные компоненты PBL:
- Фокус на проблеме: учебный процесс строится вокруг конкретной задачи или ситуации, которую необходимо решить. Это может быть реальный кейс или гипотетическая ситуация.
- Активное участие студентов: они не просто слушают теорию, а занимаются исследованиями и практикой.
- Совместная работа: обучение часто проводят в группах, где студенты учатся работать в команде.
- Оценка и рефлексия: важно проанализировать процесс обучения, обсудить с командой, что сработало, а что нет и как это можно улучшить в будущем.
Отличие PBL от других подходов
Чаще всего проблемно-ориентированное обучение путают с проблемно-ориентированным подходом в обучении. Второе — более широкое понятие, которое акцентирует внимание на процессе мышления в целом. Например, подход включает развитие критического мышления и навыков анализа.
Для наглядности разберем различия терминов в таблице.
При этом проблемно-ориентированное обучение и проблемно-ориентированный подход имеют много общего, например активное участие студентов, групповая работа и оценка полученных знаний и опыта.
PBL методы обучения
В PBL применяют разные модели обучения:
- через действие: нужно решить конкретную практическую проблему. Например, создать приложение для подбора меню, чтобы рационально использовать продукты в холодильнике;
- на месте: решение проблемы происходит не в учебном классе, а непосредственно там, где она возникает, например в IT-компании или агентстве;
- на кейсах: студенты разбирают ситуации из практики, с которыми сталкивались коллеги или компания;
- через вызов: в качестве задачи берется не гипотетическая, а реальная проблема компании, которую нужно решить прямо сейчас.
В современных условиях часто используют образовательную модель 4C/ID. Сначала учащийся изучает теорию и получает комплексное представление об изучаемом предмете, а затем сразу переходит к практике.

Преимущества и недостатки проблемного обучения по сравнению с традиционным
Преимущества PBL
- Развивает критическое мышление: студенты учатся разбирать проблему, искать логичные решения и оценивать их последствия.
- Упрощает вход в профессию: теория сразу применяется на практике, что помогает закрепить пройденный материал.
- Развивает мягкие навыки: работа в группах учит договариваться, объяснять свои идеи и находить выход из спорных ситуаций.
- Повышает мотивацию: работа с реальными проблемами делает учебный процесс более увлекательным.
- Развивает самостоятельность: студенты привыкают анализировать информацию, делать выводы и брать ответственность за свои решения.
Когда студент решает задачи, похожие на реальные, во-первых, он получает больше релевантной практики. Мы проводили исследования и выяснили, что при проблемном подходе студенты создают на 30% больше проектов для портфолио по сравнению с обычным обучением, а количество трудоустройств выше на 35%.
Во-вторых, это усиливает мотивацию. Неинтересно в сотый раз решать типовую задачу по созданию абстрактного интернет-магазина; гораздо лучше выполнить реальный кейс, который будет оценен потенциальными работодателями. Студенты погружаются в атмосферу IT-рынка. Они понимают, какие есть роли, в чем разница между тимлидом и техлидом, как общаются люди в команде, они изучают местный сленг. У них появляются якорьки, которые позволяют дальше заниматься самообразованием — гуглить, искать информацию. А совместно с большой вариативностью заданий формируется насмотренность, и со временем ученик может решать более сложные задачи, востребованные рынком.
Недостатки и трудности PBL
- Требует больше времени: процесс исследования и решения проблемы более длительный, чем в традиционных методах обучения.
- Нужно готовить преподавателей: преподавателю важно понимать методику, уметь направлять студентов и создавать условия для их работы.
- Неравномерная нагрузка на студентов: в групповых проектах могут возникать ситуации, когда одни студенты работают больше, чем другие.
- Сложность оценки: оценка результатов работы может быть субъективной и трудоемкой, поскольку нужно учитывать как индивидуальные, так и групповые достижения.
- Сложности адаптации: не всем студентам легко перестроиться на самостоятельное изучение материала.
- Риски недостатка теории: если акцент слишком сильно смещен на практику, студенты могут упустить важные теоретические знания.
Главная сложность при использовании проблемного метода — поиск реальных задач. Нужно находить партнеров, которые согласятся работать вместе и предоставят свою айдентику. В идеале это должна быть крупная компания, которая имеет влияние на рынке и всеми узнаваема, потому что делать заказы для компании “Ромашка” не очень интересно даже новичку.
Также нужны специалисты, занимающие руководящие позиции, которые разбираются в рынке, умеют декомпозировать большие задачи, имеют опыт работы со стажерами и джунами.
И, наконец, подготовка такого курса требует намного больше времени. Это сложнее, чем обычное линейное обучение. Важно, чтобы образовательная платформа позволяла выложить материалы определенным образом и у студента была возможность построить свой собственный нелинейный путь развития.
Пример проблемного обучения
Представим, как можно применить проблемный метод для студентов-разработчиков. Процесс обучения будет включать семь этапов:
- Определение проблемы: например, нехватка парковочных мест возле университета. Учащиеся обсуждают возникшую ситуацию и исследуют, как это влияет на студентов и сотрудников.
- Формулирование задачи: например, можно создать приложение, которое будет находить свободные парковочные места в режиме онлайн и резервировать их.
- Исследование и анализ: студенты изучают технологии, которые потребуются для разработки приложения (базы данных, API для получения данных о парковке, фронтенд- и бэкенд-технологии).
- Создание концепции: студенты разрабатывают концепцию будущего приложения — описывают пользовательские сценарии, создают интерфейс и прототип в Figma.
- Реализация проекта: учащиеся делятся на команды, каждая из которых отвечает за свою часть проекта (фронтенд, бэкенд, работа с базами данных и тестирование).
- Тестирование и улучшение: готовое приложение проверяют, выявляют баги и собирают отзывы от пользователей. На основе полученных данных вносят улучшения.
- Презентация результатов: студенты наглядно показывают, как их приложение решают проблему нехватки парковочных мест.
Они развивают технические навыки, учатся работать в команде, критически мыслить и решать конкретные задачи. Все это лежит в основе проблемно-ориентированного обучения.