Разработка продукта — это многоэтапный процесс, в котором в любой момент что-то может пойти не так и повлиять на конечный результат. Чтобы обнаружить проблему, выявить ее причины и возможные решения, продакт-менеджеру нужны специальные инструменты. Один из них — диаграмма Исикавы. Рассказываем, как ее составить, в чем она может и не может помочь.
Немного о продакт-менеджерах: что они делают в команде?
Продакт-менеджер управляет разработкой продукта от идеи до его реализации. Он проводит исследования, принимает решения, координирует работу команды разработчиков, дизайнеров, маркетологов и других специалистов.
Основные обязанности продакта:
- Формирует бизнес-стратегию продукта.
- Определяет требования к будущему продукту.
- Контролирует разработку на всех этапах.
- Запускает продукт на рынок.
- Анализирует и оценивает положение продукта на рынке.
- Обновляет, заново наполняет или создает новый продукт.
Что поможет продакт-менеджеру в работе?
- Коммуникативные навыки. Ясно и просто выражать свои мысли, как устно, так и письменно.
- Умение работать с большими объемами информации, выделять главное и принимать обоснованные решения на их основе.
- Способность работать с командой, управлять ей в проекте. Здесь специалисту надо оперативно «наработать» авторитет, чтобы команда пошла за ним. Но не стоит уходить в крайность — продакту важно слушать других, участвовать в решении конфликтов.
- Навыки работы со специальными инструментами. Например, знать, как использовать для анализа данных Excel, Tableau, DataLens, Datawrapper. Также пригодится знание CRM-систем, Figma, PowerPoint, Miro.
Как диаграмма Исикавы решает кризисные ситуации на проекте
Диаграмма Исикавы — визуальный инструмент, который наглядно отображает причину и следствие разных проблем в процессах. Еще эту схему называют «Рыбья кость».
Зачем нужна схема Исикавы
- Выявлять все возможные причины проблемы и структурировать их. Это позволяет глубже понять ситуацию и найти наиболее эффективные решения.
- Улучшить коммуникацию. Визуализация данных позволяет лучше понять и обсудить сложные ситуации. Это способствует более продуктивному взаимодействию и принятию обоснованных решений.
- Диаграмма помогает планировать дальнейшие действия и организовывать процесс устранения проблемы. Кроме того, с ее помощью можно расставить приоритеты и определить ключевые факторы, влияющие на дефекты.
- Проводить мозговые штурмы, где участники могут свободно предлагать и обсуждать различные причины и следствия проблем.
- Анализировать и оценивать результаты проделанной работы. С помощью диаграммы Исикавы можно планировать будущие проекты, учитывая при этом выявленные проблемы, их причины.
Как применять схему Исикавы
Диаграмму Исикавы используют в разных областях. Например, в производстве, образовании, маркетинге и медицине.
Отталкиваясь от примера с конверсией, визуально представить решение проблемы со схемой Исикавы можно так.
Основная проблема: падение конверсии, например в интернет-магазине.
Главные факторы:
- Каналы привлечения клиентов
- Бизнес-процессы
- Продаваемая продукция/услуга
- Персонал
- Особенность рынка
Второстепенные факторы, которые надо прописать под главными факторами:
- Каналы привлечения клиентов:
- Недостаточная эффективность рекламных кампаний
- Неправильный таргетинг и позиционирование
- Бизнес-процессы:
- Медленная обработка заказов
- Проблемы с доставкой
- Продаваемые продукты/услуги:
- Низкое качество продукции
- Недостаточная уникальность предложений
- Персонал:
- Недостаточная квалификация персонала
- Низкая мотивация
- Особенности рынка:
- Изменение предпочтений потребителей
- Усиление конкуренции
Как только «рыба» проекта разбита на главные и второстепенные косточки-факторы, начинайте сравнивать целевые и текущие показатели. Если позволяет время, пробуйте добавить в «скелет» другие факторы.
Например, гипотеза, что конверсия снизилась только из-за медленной обработки заказов, может быть верной лишь частично. Так, при анализе окажется, что качество продукта упало. А этот показатель также сильно влияет на конверсию.
В каких случаях диаграмма Исикавы не поможет на проекте
- Очевидная проблема с коротким горизонтом решения. К примеру, если в интернет-магазине сломались сервера, то это приведет к снижению конверсии. В таком случае схема Исикавы не пригодится.
- Проблема вызвана внешними факторами, которые вне зоны ответственности бизнеса. Конверсия может упасть из-за новостей про колебания на фондовом рынке.
- Вы думаете над коллективной задачей в одиночку. При построении схемы нужно всегда вовлекать всех участников процесса, учитывать каждую точку зрения.
Инструменты для построения диаграммы Исикавы — и не только для нее
Для построения схемы существуют специальные программы, такие как XMind, Creately, ClickUp и Miro. Этот софт предлагает различные функции для создания и анализа диаграмм, что делает процесс моделирования удобным и эффективным.
Для начинающих продакт-менеджеров Анастасия Московченко также советует инструменты, которые помогли ей самой:
- Amplitude или Mixpanel — они проще, чем Google Analytics, и лучше подходят для продуктовой аналитики.
- Mode или Metabase — отличные инструменты для визуализации SQL-запросов.
- Сheckly — для мониторинга работоспособности продукта.
- Linear — более современная альтернатива Jira.
- Notion или альтернативы — для документации и управления знаниями.