Data Driven-подход

Data Driven-подход — это способ принимать управленческие решения, основываясь на больших данных. Его используют для построения бизнес-модели или маркетинговой стратегии, при составлении плана продаж, в программировании и даже в дизайне.

Для каждой сферы выбирают конкретный тип информации, например данные о покупках, геолокации мобильных устройств, количестве поисковых запросов по теме. При поиске помещения под новую кофейню владелец может проанализировать трафик людей на улицах и выбрать место с наибольшей проходимостью.

Полное название этого подхода — Data Driven Decision Making (DDDM), то есть информационно обоснованные решения (или data driven decisions). Он стал альтернативой устаревшему подходу HiPPO (Highest Paid Person’s Opinion) — принятию решений на основе мнения руководства. Проблема этого подхода в том, что руководитель или менеджер не могут быть объективными и компетентными во всех вопросах и знать все особенности аудитории.

Melbourne Business School проводила исследование того, как компании в 46 странах используют аналитику, и выяснилось, что только 6% из них могут считаться лидерами в этом направлении. Это тот бизнес, в котором проработана аналитическая стратегия и в нее включены все подразделения, высший менеджмент принимает решения исключительно на основе данных, а также в реальном времени мониторится ситуация на рынке.

Еще 49% компаний отнесли к категории «Исследователи», так как они частично используют данные для принятия решений, но не до конца развили инфраструктуру для полноценного Data Driven. Остальные компании отнесли к «Подражателям» и «Отстающим», так как они используют данные только в одной конкретной области или не развивают аналитику вообще.

Data Driven-подход полезен на разных этапах развития:

  • Запуск продукта. Подход позволяет точно определить целевую аудиторию, выявить ее «боли», рассчитать прибыль и проанализировать конкурентов.

Например, агентство RUSFAIR GROUP проводит исследования для запуска новых продуктов на рынке электронной коммерции в Китае. Они делают анализ инфополя бренда и конкурентов, затем — анализ потенциальных площадок, исследование аудитории в WeChat — самом популярном социальном приложении в Китае, Douyin — китайском аналоге TikTok и других социальных сетях. Такие исследования позволяют определить объем необходимых инвестиций и грамотно выбрать площадки для продвижения.

  • Доработка продукта происходит с использованием информации о покупательском поведении, периодичности покупок, среднем чеке и составе заказов. Анализ отзывов и обращений в техподдержку помогает выявить проблемы по ключевым словам обращений.

Фитнес-клуб в Перми через 7 месяцев после открытия поставил перед собой задачу выйти в лидеры рынка. Для доработки продающей концепции маркетологи изучили опыт конкурентов в городе, собрали данные о том, почему люди не ходят в фитнес-клубы, что их удерживает и почему бросают занятия. В результате изменений, основанных на данных, клуб увеличил выручку в два раза.

  • Увеличение конверсии тоже возможно с помощью Data Driven, для этого необходимо исследовать поведение покупателей, которые уже приобрели продукт: как они узнали о компании, что их привлекает в продукте, как долго они шли к первой покупке.

Альфа Банк в прошлом году проанализировал всю воронку продаж и поведение клиентов, которые в итоге подали заявку на карту и получили ее на руки. На основе этих данных рекламу стали таргетировать на пользователей, которые с наибольшей вероятностью заинтересуются продуктом, благодаря чему число заявок выросло в 1,6 раза.

Решения на основе данных

Для использования Data Driven-подхода требуются навыки работы с аналитикой. Во-первых, нужно уметь считывать данные из таблиц, графиков и диаграмм, потому что иначе даже на основе самых верных данных можно сделать неверные выводы. Во-вторых, нужно критически относиться к самим данным и задавать аналитику правильные вопросы:

  • насколько актуальна выборка;
  • соответствует ли выборка портрету клиента;
  • учтены ли важные для бизнеса факторы (сезонность или ситуация на фондовом рынке).

Управление на основе данных включает в себя три подготовительных шага:

  • Формулировка бизнес-цели. Важно, чтобы использование Data Driven давало конкретные результаты: увеличение оборота, доли на рынке, среднего чека, повышение конверсии, увеличение числа заявок. Все эти цели прямо или косвенно ведут к прибыли компании.
  • Разбивка на этапы. Отслеживание показателей по неделям, месяцам и кварталам позволяет понять, работает ли выбранная стратегия. В этих временных промежутках можно отслеживать те самые показатели, которые выбраны как приоритетная цель: увеличение количества клиентов, позиций в чеке, оставленных заявок.
  • Постановка целевых показателей (KPI). Они помогут понять, насколько успешна ваша стратегия.

Недостатки Data Driven-подхода

  1. Расходы на инфраструктуру. Чтобы собирать данные о клиентах, нужно внедрять новые инструменты. Действия в интернете, например, просмотры страниц, время на сайте, клики и переходы можно отслеживать с помощью классических сервисов Google Analytics или Яндекс.Метрика. Но иногда их функционала не хватает и приходится покупать дополнительные сервисы.
  1. Расширение штата сотрудников. Для анализа данных требуются компетентные специалисты, которые смогут не только настроить систему аналитики, но и вовлечь в процесс другие отделы. Поэтому, кроме найма новых работников, появляются затраты на обучение.
  1. Затраты ресурсов на очистку данных. Для корректных результатов данные на входе должны быть чистыми, то есть не содержать ошибочной информации, устаревшей или неактуальной для компании. Очистка данных — трудоемкий процесс, который может отнимать до 80% времени.

Как стать Data Driven-компанией

Data Driven-организация корректно собирает, проверяет и обрабатывает данные и использует их на пользу бизнеса. Такие компании имеют отлаженный механизм работы с данными, в котором все сотрудники четко понимают задачи: data-аналитик собирает данные, отдел маркетинга умеет ставить четкое ТЗ на сбор конкретной информации, а руководство соотносит это с бизнес-целью.

Мария Михеева, продуктовый аналитик AliExpress, считает, что организация Data Driven-подхода затрагивает такие аспекты работы компании, как миссия, идеология и обучение сотрудников. Но в основе подхода все-таки лежат качественные данные — достоверные и очищенные от лишней информации, ненужной компании. На этих данных как раз выстраивается data-менеджмент. Кроме них, есть другие важные аспекты:

  • Люди и их навыки. Искусственный интеллект научился обрабатывать данные, но еще не умеет принимать качественные решения, учитывая контекст: положение на рынке, интересы сотрудников, предпочтения клиентов и другие тонкие аспекты, — поэтому полноценно заменить людей он не сможет. Кроме этого, важно, чтобы принцип работы с данными был понятен не только аналитикам, но и другим специалистам, это упрощает процесс коммуникации внутри компании.
  • Мастер-система. Работа с данными в Data Driven-компании — это система, в которую входят хранилища с разными типами данных, инструменты для визуализации или BI-платформа (Business Intelligence) с отчетами в реальном времени (дашбордами).
  • Система принятия решений. Можно считать, что в организации успешно внедрен Data Driven-подход, когда для решения задачи сотрудники начинают опираться исключительно на данные или предлагают провести исследование, если таких данных пока нет.
  • Data leadership. Компании необходим человек, который будет заниматься внедрением подхода, координировать работу и отвечать на вопросы руководства и сотрудников.
  • Data Driven-культура. Под культурой подразумевается принятие новых правил всеми сотрудниками компании, когда в каждом отделе сформировано понимание, как и зачем работать с данными, а большинство сотрудников умеет работать с данными и правильно их интерпретировать.

компоненты Data Driven Organization
В основе подхода лежат качественные данные. Источник

Главный критерий успеха в Data Driven-подходе — понимание сотрудниками компании того, зачем нужны данные. Поэтому работу над этой управленческой стратегией стоит начинать с внутреннего PR, презентации и обучения.

В каких профессиях используется Data Driven-подход

Менеджмент

Управление на основе данных — одна из причин роста компаний. Оно помогает оптимизировать расходы, повысить клиентоориентированность, отслеживать изменения на рынке и, как результат, увеличить прибыль. Пока полноценно такой подход реализуют только крупные игроки уровня Google, так как внедрение культуры Data Driven в компании — это ресурсозатратный процесс, который не всем по карману.

Маркетинг

Data Driven-маркетинг позволяет продвигать продукт на ту аудиторию, которой он интересен, что значительно сокращает рекламные расходы. Этим инструментом пользуются, например, маркетплейсы, которые собирают информацию об истории поиска своих клиентов, их покупках и интересах, чтобы предлагать им нужные категории товаров.

Веб-разработка

Разработчики опираются на данные взаимодействия пользователей и сервиса, чтобы зацепить и удержать пользователя. Например, в одной из компаний исследовали, как внутри приложения влияет на вовлечение пользователей лента, предлагающая контент на основе машинного обучения.

Кейсы компаний, которые реализуют Data Driven-подход

Управление

Управление на основе данных позволило компании «Сибур» перестроить работу отделов и избавиться от принципа «глубокого колодца», когда специалисты имеют доступ только к информации, необходимой для выполнения их обязанностей. Автоматизация отделов происходила разрозненно, большой пласт информации скрывали, мотивируя это коммерческой тайной, поэтому у менеджмента разных сегментов было недостаточно данных для анализа работы предприятия.

Внедрение Data Driven-подхода позволило открыть доступ к 80% ранее скрытой информации, сотрудники начали самостоятельно проверять гипотезы на данных, составлять интерактивные дашборды. С помощью бизнес-симуляторов компания начала моделировать различные ситуации на рынке и рассчитывать целесообразность инвестиций или запуска новых продуктов.

Разработка маркетинговых продуктов

На туристическом рынке технологию Data Driven используют, чтобы продвигать путешествия на ту аудиторию, у которой есть интерес к направлению, а также отслеживать реальную эффективность рекламы. Например, если человек интересовался турами в Испанию, смотрел билеты или отели, то он обязательно увидит таргетированную рекламу.

Анализ аудитории

Сбербанк уже несколько лет использует Data Driven для анализа поведения заемщиков. Интерактивная анкета, которую использует банк для сбора информации, позволяет выявить один из важных психологических параметров — уравновешенность или импульсивность клиента. Для банка это важно, так как рассудительные люди являются более добросовестными заемщиками, чем импульсивные. Вопросы в анкете для заемщиков помогают определить уровень финансовой грамотности, их стабильность, опыт работы и трезвое восприятие своего финансового положения.

« ВСЕ ТЕРМИНЫ

Какие курсы вам подходят

Курс «Data Science»

От 7500 Р/мес

12 мес

Подробнее о курсе

Специализация «Аналитик данных»

От 8500 Р/мес

10 мес

Подробнее о курсе
Блог SkillFactory
Добавить комментарий