Баннер мобильный (1) Пройти тест

Лог-файл

Глоссарий

6 августа 2023

Поделиться

Скопировано

Содержание

    Лог (log) — это текстовый файл, куда автоматически записывается важная информация о работе системы или программы. Чаще всего говорят о логах сервера. Их записывает программное обеспечение, которое управляет внутренней частью сайта или онлайн-системы. Лог-файл — своеобразный журнал событий.

    В логи записываются сведения об ошибках, действиях пользователей и других событиях, которые происходят на сервере или в системе. Разработчики и инженеры пользуются ими при отладке или при проверке, как работает программное обеспечение.

    Лог файл
    Так выглядит один из лог-файлов или журнал на стороне клиента. Источник

    Лог-файл (log file) содержит в себе информацию в сокращенном формате. Для обычного пользователя это непонятный набор символов. Но у записей есть смысл, и специалисты должны уметь читать их — в файлах много важной информации о работе.

    Для чего нужны логи

    Устранение неполадок. По логам можно понять, когда и из-за чего в работе системы возник сбой. А когда станет понятна причина, устранить его будет легче.

    Контроль работы. Логи позволяют лучше отслеживать процессы, делать прогнозы на будущее и в целом контролировать работу сервера. По ним понятно, нормально ли работает система, что нужно доработать, какая у сайта посещаемость и так далее.

    Проверка стабильности. Даже если с системой все хорошо, рекомендуется периодически проверять ее логи. Так можно на ранних этапах найти уязвимость или недочет — еще до того, как он станет проблемой.

    Выявление злоумышленников. Вирус или взлом можно обнаружить по логам. Они фиксируют любые действия пользователей или программ в системе, поэтому по ним специалист может отследить подозрительную активность.

    Маркетинг. Логи — источник ценной информации для развития сайта. Они позволяют собрать статистику по посещаемости с «сырыми» техническими данными. Например, понять, откуда приходят пользователи, где они находятся и какими устройствами пользуются для визита.

    Какими бывают логи

    Информации в логах много, поэтому для каждого типа сведений существует свой лог-файл. Возьмем для примера логи веб-сервера. Вот какими они могут быть:

    • основной рассказывает о главных событиях, которые произошли непосредственно с серверным ПО;
    • журнал доступа содержит сведения о посетителях сайта;
    • лог ошибок сообщает обо всех сбоях, которые произошли во время работы ПО;
    • лог веб-сервера рассказывает об обращениях к серверу и о возможных ошибках;
    • лог баз данных записывает сведения о действиях с БД, запросах и ошибках;
    • лог почтового сервера содержит информацию об отправленных и полученных письмах и так далее.
    Лог-файл WinGate
    Лог-файл система регистрации в WinGate. Источник 

    Наиболее важными считаются логи сервера, доступа и ошибок, но проверять советуют не только их. Мы перечислили только несколько примеров: отдельные журналы могут быть у планировщика задач, клиента передачи файлов, хостинга и многих других подсистем. Информация по каждой из них пишется в свой лог.

    Что может содержаться в логах

    В лог-файлах находится полный журнал событий, связанных с конкретным узлом. Там описываются время события, тип запроса, реакция сервера, код ответа, IP-адрес пользователя, количество переданной информации и многое другое. Если произошла ошибка, это будет помечено в логах отдельно.

    Но вся перечисленная информация представлена в очень сжатом виде. Поэтому незнакомый с правилами записи человек может в ней запутаться. Более того, в логах много сведений, поэтому они очень подробные и обширные. Бывает сложно отделить нужную информацию от той, которая не пригодится сейчас.

    Как правильно читать лог

    Вручную. Логи хранятся в файлах с расширением .log. Их можно открыть как обычные текстовые файлы и просмотреть содержимое. Перед этим стоит посмотреть, как настроен формат записи логов, если у вас есть доступ к этим параметрам.

    Например, так выглядит формат по умолчанию для лога доступа с веб-сервера:

    [доменное имя сайта][IP-адрес пользователя][дата и время визита][тип запроса][URL, к которому обратился пользователь][протокол, по которому пользователь соединился с сайтом][код ответа сервера][количество байт информации, которую передали пользователю][дополнительная информация]

    Данные чаще всего разделяются пробелами, иногда также дефисами или слэшами. Каждая запись показывается с новой строчки. Читать полные логи в таком формате довольно трудоемко, поэтому главное — найти нужные строки и сконцентрироваться на них.

    Это не единственный возможный способ записи лога. Например, в логе ошибок каждая строчка — это запись об ошибке с полной информацией о ней: датой и временем, адресом страницы, на которой возник сбой, и так далее.

    С помощью анализатора. Второй вариант — не просматривать лог вручную, а воспользоваться специальной программой-анализатором. Она парсит лог-файл — «разбирает» его на составляющие и представляет в удобном для пользователя виде. Так информация показывается в виде понятного отчета, иногда с графиками и диаграммами.

    Анализаторы бывают разными, например Weblog Expert, Analog и пр. Некоторые из них также умеют интегрироваться с сервисами для сбора статистики, чтобы показывать более полную картинку.

    С помощью анализатора логов Weblog Expert можно легко смотреть записи ошибок
    Анализатор проверки логов WebLog Expert

    Проверять и читать логи вам понадобится, если вы будете работать с профессиональным ПО для разработчиков, вебмастеров или инженеров. Это сложно только с первого взгляда — если понять принцип, расшифровать их не составит труда. А анализаторы помогут лучше и быстрее сориентироваться в записях.

    Таблица лог-файлов

    Таблицы для файлов ошибок представляют собой структурированный формат, используемый для записи и анализа ошибок и проблем в программных продуктах, веб-приложениях, операционных системах и других информационных системах. Такие таблицы позволяют организовать данные об ошибках в удобном и понятном формате, что облегчает их интерпретацию, поиск причин сбоев и принятие мер по исправлению.

    Таблицы для файлов ошибок обычно состоят из следующих столбцов:

    1. Время и дата: Дата и время возникновения ошибки. Это позволяет определить последовательность ошибок и выявить временные интервалы, в которые они происходят.
    2. Уровень ошибки: Уровень критичности ошибки, выраженный текстом (например, DEBUG, INFO, WARNING, ERROR, CRITICAL). Это помогает классифицировать ошибки по степени их важности и срочности исправления.
    3. Компонент: Идентификатор или название компонента, в котором произошла ошибка. Это может быть имя модуля, функции, сервиса или другой части программы, что помогает быстро локализовать проблему.
    4. Сообщение об ошибке: Текстовое описание самой ошибки. Здесь обычно указывается информация о том, что пошло не так, и какие конкретно ошибки произошли.
    5. Пользователь: Информация о пользователе, если применимо. Например, это может быть идентификатор пользователя, который испытал ошибку.
    6. Дополнительные атрибуты: В зависимости от характера и требований логирования, таблицы для файлов ошибок могут содержать дополнительные столбцы, такие как IP-адрес клиента, версия программного обеспечения, тип операционной системы и другие атрибуты, которые могут быть полезны для диагностики и анализа ошибок.

    Пример таблицы для файлов ошибок:

    Время и датаУровень ошибкиКомпонентСообщение об ошибкеПользовательIP-адрес
    2023-08-05 09:15:27ERRORMainAppОшибка при сохранении данных в базу данныхUser123192.168.1.100
    2023-08-05 09:16:42WARNINGMainAppНедостаточно свободного места на диске192.168.1.102
    2023-08-05 09:17:10CRITICALDatabaseСбой при подключении к базе данныхAdmin192.168.1.103
    2023-08-05 09:18:55ERRORMainAppОшибка валидации данных пользователяUser456192.168.1.104
    2023-08-05 09:19:30DEBUGMainAppДополнительные данные для отладки192.168.1.105
    Таблица для лог-файлов

    Такие таблицы помогают разработчикам и администраторам систем систематизировать информацию о возникновении ошибок, упростить их поиск и устранение, а также обеспечить надежное мониторинг и отладку программного обеспечения.

    Узнать больше о сетевых технологиях и получить новую профессию вы можете на курсах. Записывайтесь и станьте востребованным IT-специалистом.

    Поделиться

    Скопировано

    0 комментариев

    Комментарии