Обучение в IT — это не только путь в новую профессию, но и рост в текущей. Михаил Кирсанов пришел на курс Java-разработки, чтобы структурировать знания и изучить REST API, а по итогу стал руководителем IT-отдела в своей компании. Как у него это получилось — читайте в статье.
Была мысль, что учиться снова — это ошибка
Я родом из Ульяновска. Уже несколько лет я работаю в одном из банков города. В разные периоды я курировал онлайн-банкинг, работу с пластиковыми картами и внешними системами. До определенного момента моих знаний для работы хватало.
Однако банк развивался: появлялись новые технологии, которые требовали навыков программирования, продакт- и проджект-менеджмента. Я хотел развиваться вместе с компанией и расти по карьерной лестнице. Поэтому стал думать, как повысить квалификацию. Финальным аккордом в решении пойти учиться в IT стали два кейса, которые мне отдали на реализацию.
Первая задача — создать мобильное и веб-приложение на базе существующей банковской платформы. Помню, в тот момент пришло осознание: мне не хватает знаний по технологиям REST API, процессам взаимодействия при обработке операций по пластиковым картам с процессинговым центром.
Затем я получил задачу интегрировать систему обработки операций с системой Госуслуг и СМЭВ (федеральные и региональные органы исполнительной власти). Именно они показали, что мне не хватает структурированных знаний в IT, а значит, пора учиться новому.
Конечно, шаг в неизвестность, где нужно системно получать знания, выполнять домашку, увеличив себе нагрузку, немного пугал. Была мысль, что учиться снова — это ошибка. Однако я понял: не надо бояться ошибок — надо бояться сидеть на месте, в болоте.
Совмещать работу и учебу было непросто
В 2023 году в Ульяновске я получил дополнительное образование по веб-разработке и JavaScript. Вскоре осознал: полученных знаний недостаточно, надо искать новую школу. Теперь я выбирал осознанно, потому что знал, чего хочу — образования. Свой выбор остановил на курсе по Java-разработке в Skillfactory.
Обучение длилось 14 месяцев. Каждую неделю в системе появлялась новая тема, нам давали время на изучение. Вся теория дополнялась практическими заданиями. Вопросы по темам мы обсуждали во внутреннем чате, где можно было пообщаться со студентами и преподавателями.
Материал подавали дозированно, всегда можно было вернуться к пройденному, а также задать вопросы. В начале курса сложностей с освоением материала у меня не было — помогла база с прошлого курса. Постепенно нагрузка возрастала, включаться в процесс требовалось все больше. Было непросто, ведь мне приходилось совмещать работу, учебу и домашние обязанности.
Полностью готовый курс по Java-разработке не исключал инициативы. Можно и даже нужно было изучать материал самим. Поэтому я дополнительно читал статьи, смотрел видео, общался с людьми из этого стека.
Проактивный подход к учебе и желание закрепить полученные знания на практике замотивировали меня принять участие в хакатоне в качестве капитана.
На хакатоне я не только практиковался, но и заглушал внутреннего самозванца
В рамках хакатона мы делали задачу для YouTube-канала «This is хорошо». Нас попросили создать десктоп-систему умного поиска информации и распределения нагрузки внутри команд. Своего рода внутренний поисковик Google с трекером задач для большой команды. На разработку нам дали месяц.
До хакатона я не знал свою команду. Конечно, это повлияло на скорость решения задач: мы знакомились и понимали друг друга в процессе.
У нас подобрался состав с широким стеком. Два бэкендера с Java, один — C++, другой — Python, и несколько фронтендеров на React и TypeScript.
Помимо проджект-менеджмента, я также активно кодил в проекте. Писал на Java, затем добавил фреймворк Spring. Взять Spring было скорее стихийным решением — я не планировал осваивать его во время хакатона, хотел изучить после. Но в команде не было фуллстеков, поэтому пришлось адаптироваться к ситуации. Я использовал уже имеющийся опыт и объединял бэк и фронт. Также мне пришлось выкатывать решение в рабочее пространство и тестировать его. В итоге наша команда справилась с заданием «This is хорошо», мы заняли первое место.
На хакатоне я не только развивал технические навыки, но и воспитывал себя. Например, заглушал внутреннего самозванца, который говорил: не хватает компетенций и умений. Вскоре я понял, что всего мне хватит. Да, есть нюансы, но всегда можно взять паузу и подтянуть недостающие знания. Я осознал, что для любого проекта надо предлагать несколько решений, лучше не зависеть от одного.
На тимлидерском проекте я отточил софт скилы
После хакатона с «This is хорошо» я продолжил обучение в школе. Хард скилы крепли: ежедневные занятия, отработка материала, победа на хакатоне среди множества команд. Все это было круто.
Когда я набрал нужные жесткие навыки, пришли вопросы: как осознанно их применять среди коллег, с помощью каких технологий и коммуникаций делать крутые проекты и быть признанным лидером. Как и прежде, я думал про продвижение по карьерной лестнице. А без развитых коммуникативных навыков путь к повышению занял бы больше времени.
Мне нужна была практика для применения софт скилов. Так я принял участие в тимлидерском проекте от Skillfactory.
Этот проект — факультатив для тех, кто хочет грамотно общаться и управлять проектами в разработке продуктов. Нас обучали, как применять новые технологии для управления командами, проектами. Были лекции, вебинары, прямые эфиры, мы конструировали реальные ситуации.
Еще можно было поучаствовать в практической части проекта и отработать там мягкие навыки. Для этого надо было собрать команду и реализовать проект за один месяц. Так я и поступил.
Собрал команду и создали проект под названием Нирин. Это был продукт, ориентированный на B2C сегмент, — сайт luxury-услуг для путешественников. Как в прошлый раз, я не знал людей из своей команды, это добавляло драйва. Полученные знания из тимлидерского проекта я не откладывал, сразу стал интегрировать в жизнь: брал инструменты для ускорения рабочего процесса, коммуницировал в нужном для ситуации формате.
Это дало свои плоды: мы легко справлялись с дедлайнами, равномерно распределили задачи при ограниченных ресурсах. Кроме того, я еще раз отточил свои софт скилы во время презентации проекта перед заказчиком: отработал умение вести дискуссию, работать с критикой.
После обучения я стал главой IT-департамента
Я осознал, что мне нужно изучать IT, в 2021 году. Чтобы дойти до желаемого результата, потребовалось два года — в 2023-м я завершил обучение в Skillfactory.
Каждый день в течение двух лет я отдавал себе отчет: почему учусь? Потому что хочу в текущих реалиях быть востребованным специалистом, у которого уже есть за плечами внушительный опыт. Потому что хочу получить продвижение по карьерной лестнице.
Все полученные знания из школы я сразу применял на практике в своей работе. Которую, кстати, не бросил ни во время обучения, ни во время хакатонов. Инициативу с моей стороны заметил топ-менеджмент банка, мне предложили разработать предложение для IT-блока. Я принял этот вызов, разработал решение. На презентации успешно защитил его, а с недавнего времени возглавляю в банке департамент информационных технологий.