SWOT-анализ — метод стратегического планирования, который заключается в выявлении внешних и внутренних факторов, которые влияют на бизнес, и их разделении на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабости), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).
Это четыре ключевых направления, по которым оценивают происходящее. Каждое из направлений может включать в себя несколько пунктов.
Кому нужен SWOT-анализ
- Маркетологам, которые прорабатывают рекламные стратегии и создают новые направления для маркетингового развития.
- Бизнес-аналитикам.
- Менеджерам, вовлеченным в бизнес-процессы.
- Владельцам бизнеса, которые самостоятельно хотят понять, как идут их дела.
Для чего нужен SWOT-анализ
- Построение разных видов стратегий: развития бизнеса, продвижения, закрытия болей клиента и других.
- Поиск новых идей.
- Обнаружение слабых сторон, уязвимых мест компании и понимания, как их устранить.
- Правильное определение и использование сильных сторон.
- Отделение факторов, на которые можно повлиять изнутри, от тех, с которыми ничего нельзя сделать.
- Конкурентная разведка.
- Планирование работы компании в сложившихся условиях.
Виды SWOT-анализа
Экспресс. Быстрый, проводится раз в квартал, так как занимает мало времени.
Комплексный. Подробный, включает большее количество факторов, присваивает им числовые значения в зависимости от важности. Сложный, поэтому проводится раз в год.
Правила проведения анализа
Использование подтвержденных фактов. У команды должны быть на руках материалы исследований и опросов. Это поможет точно сформулировать факторы.
Работа в команде. В теории SWOT-анализ может провести и один человек. Но лучше отдавать такие задачи команде, проводить мозговые штурмы.
Разделение информации. Важно уметь отделять значимое от незначимого и фокусироваться на моментах, которые можно изменить.
Какие факторы учитывают при анализе
При анализе учитывается максимум факторов: от финансовых дел компании до внутреннего настроя сотрудников. Приведем несколько примеров. На внутренние факторы можно повлиять, а внешние — только учесть в работе.
Внутренние
- Финансовая ситуация — достаточно ли у средств у компании, есть ли подушка безопасности на случай форс-мажора, имеются ли задолженности.
- Внутренняя организация — насколько мотивированы сотрудники, закрыты ли все должности, какая атмосфера в коллективе. Сюда же относятся процессы коммуникации между отделами, текучка.
- Маркетинг — насколько эффективны каналы продвижения, приносит ли маркетинг пользу, в каком состоянии компания находится на рынке по сравнению с конкурентами. Коммуникации с клиентами тоже можно отнести сюда.
- Товар — то, насколько хорошо продается продукт, нужно ли что-то улучшить. Сюда могут входить любые факторы: от качества до ценовой политики и работы отдела продаж. Для анализа нужны реальные отзывы покупателей.
- Производство — актуально для тех, кто что-то производит: в каком состоянии оборудование, оптимизированы ли процессы.
- Готовность к изменениям — то, насколько бизнес может адаптироваться к внезапной смене условий.
Внешние
- Состояние рынка — тренды, ситуация у конкурентов, шансы у конкретного бизнеса. За конкурентами необходимо следить, чтобы не позволить им занять все доступные ниши.
- Спрос — насколько людям нужен продукт. Спрос может меняться в зависимости от времени года, состояния экономики, трендов.
- Развитие технологий — оно может быть полезно для бизнеса, а может привести к его падению. Например, развитие цифровых фотокамер привело к банкротству компаний по производству фотопленок.
- Законодательство — оно тоже меняется, и новые законы могут облегчить или затруднить ведение дел.
- Политическая обстановка — она непосредственно влияет на торговые отношения между странами, а это в свою очередь сказывается на бизнесе.
- Экономика — кризис нельзя предотвратить, но можно предсказать и подстраховаться заранее.
Как проводится SWOT-анализ
Анализ можно условно разделить на этапы:
- Сбор информации о важных для бизнеса факторах.
- Составление таблицы с сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами.
- Подготовка матрицы решений. Она нужна, чтобы придумать выходы из сложившейся ситуации и разработать стратегию.
Как проводить сбор информации, каждая компания решает сама. Расскажем подробнее про два следующих этапа.
Составление таблицы сторон
Таблица выглядит как квадрат, разделенный на 4 части. По ним нужно распределить все факторы, которые влияют на бизнес.
Strengths. Сильные стороны — это то, что выгодно отличает компанию или продукт среди конкурентов. Это может быть уникальное торговое предложение, выгодные цены, более гибкие и удобные условия получения услуги. Сюда же можно отнести хорошо отстроенные бизнес-процессы, технологичное производство, хорошую маркетинговую стратегию и многое другое.
При поиске сильных сторон обращают внимание на то, что приносит компании больше всего прибыли, положительный фидбек, результаты внедрения технологий и стратегий.
Сильные стороны относятся к направлениям, на которые компания может повлиять.
Weaknesses. Это слабые стороны — недостатки, то, что компания недосмотрела или не до конца проработала. Они мешают получать прибыль или развиваться: ошибки в процессах, неправильно подобранное оборудование или плохо работающий отдел продаж, высокий процент брака в товаре или опоздания в доставке. Чтобы выявить слабые стороны, необходимо обратить внимание на негатив, который поступает от клиентов. Также полезен анализ рынка.
На недостатки компания тоже может повлиять: внедрить новые стандарты, провести модернизацию, оптимизировать процессы и так далее.
Opportunities. Это внешние факторы, которые могут быть полезны для компании. Бизнес не влияет на них напрямую, но может ими воспользоваться. Например, повышенный спрос на какой-либо товар может принести большую прибыль, если вовремя его закупить. А появление нового направления в отрасли дает возможность открыть перспективный дополнительный проект.
Opportunities — направления, на которые нельзя повлиять, но можно и нужно использовать.
Threats. Угрозы — то, что мешает бизнесу извне: кризисы, антитренды, громкие скандалы и новые изобретения. Любое заметное изменение в мире может сказаться на бизнесе, привести к оттоку клиентов, потере прибыли или репутации. Угрозы — противоположность возможностям.
Для поиска и прогнозирования угроз привлекаются бизнес-аналитики. Некоторые вещи предсказать нельзя, но можно провести экстренный анализ, если форс-мажорная ситуация уже произошла.
Угрозы — еще одно направление, на которое нельзя повлиять. К факторам из этого списка необходимо готовиться, чтобы при их наступлении снизить ущерб.
Рассмотрим пример SWOT-анализа для производителя мебели.
Сильные стороны | Слабые стороны |
---|---|
1. Высокое качество производства, сырья. 2. Устойчивое финансовое положение. 3. Высокий уровень сервиса. 4. Хорошая репутация на рынке. | 1. Стоимость выше, чем у конкурентов. 2. Отсутствие собственного транспортного сервиса. |
Возможности | Угрозы |
1. Повышение спроса на мебель российских фабрик. 2. Появление на мебельном рынке новых технологий. | 1. Изменение курса валют. 2. Прекращение отношений с европейскими странами, ограничение импорта/экспорта. 3. Снижение доходов населения. |
Составление матрицы решений
Следующий этап — матрица решений. Это таблица, в которой направления группируются друг с другом. По одной оси — внутренние направления, по другой — внешние. Получаются четыре группы.
Возможности (список факторов) | Угрозы (список факторов) | |
---|---|---|
Сильные стороны (список факторов) | 1. Сильные стороны + Возможности | 3. Сильные стороны + Угрозы |
Слабые стороны (список факторов) | 2. Слабые стороны + Возможности | 4. Слабые стороны + Угрозы |
- O + S — «линия силы». Сильные стороны, которые помогают реализовать возможности.
- O + W — «линия улучшений». Слабые стороны, которые могут помешать в реализации возможностей, и возможности, которые могут исправить слабые стороны. Нужно учитывать оба варианта.
- T + S — «линия защиты». Сильные стороны, которые можно использовать для защиты от угрожающих внешних факторов.
- T + W — «линия предупреждения», риски. Комбинация из слабостей и угроз показывает, из-за каких внутренних недостатков внешние факторы могут сильнее навредить бизнесу. Это подсказка, куда необходимо бросить силы, чтобы не допустить кризиса в компании.
На основе матрицы продумывают дальнейшую стратегию бизнеса и конкретные мероприятия.
Преимущества и недостатки SWOT-анализа
Преимущества:
- Наглядность. Менеджер или аналитик видит, как ситуации соотносятся друг с другом, на основании этого делает выводы и ставит задачи.
- Возможность учитывать и внешние, и внутренние факторы и их комбинации.
Недостатки SWOT-анализа — неопределенность, отсутствие четкой структуры. Все квадраты одинаково значимы, а «линии» в матрице проставляются интуитивно. Сложно понять, какие факторы из таблицы можно соотнести друг с другом, чтобы получилось верное решение.
Тем не менее SWOT популярен. Уметь проводить такой анализ — одно из требований к грамотному маркетологу, аналитику или менеджеру продукта.
0 комментариев