Баннер мобильный (1) Пройти тест

Sass

Глоссарий

27 марта 2023

Поделиться

Скопировано

Содержание

    Sass — это метаязык (язык для описания другого языка), который упрощает и ускоряет написание CSS-кода. Его часто называют препроцессором CSS — это означает, что Sass имеет свой синтаксис, из которого генерирует CSS-код, понятный любому браузеру.

    Для чего используют Sass

    Препроцессор Sass помогает:

    • сделать CSS-код понятнее и проще. Его легче масштабировать, обновлять и поддерживать;
    • расширить функциональность. С помощью Sass можно использовать CSS-константы, встроенные функции, вложенные правила, примеси (смешанные стили), наследование и так далее;
    • избежать многократного повторения одинаковых фрагментов кода. Это экономит время разработчика, уменьшает объем файлов стилей и ускоряет обработку страниц.

    Разберем использование Sass на примере. В цветовой палитре сайта преобладают три цвета:

    Пример основы цветовой палитры

    Без использования препроцессора разработчику нужно вручную вводить HEX-значения каждого из этих оттенков несколько раз. Sass решает проблему просто:

    /* определяем переменные для основных цветов */

    $primary_1: #a2b9bc;
    $primary_2: #b2ad7f;
    $primary_3: #878f99;

    /* используем переменные в стилях*/

    .main-header {
    background-color: $primary_1;
    }
    .menu-left
    background-color: $primary_2;
    }
    .menu-right {
    background-color: $primary_3;
    }

    Если дизайнер (или разработчик) решит изменить цвет какого-либо элемента, достаточно поменять значение один раз — у переменной. 

    Как работает Sass

    Отличительная особенность Sass — наличие двух синтаксисов.

    1. SASS не использует фигурные скобки, характерные для стилей CSS. Вместо них применяются отступы. Расширение файла — .sass.

    Пример кода:

    &:disabled
    color: $mdc-button-disabled-ink-color
    cursor: default
    pointer-events: none

    2. SCSS использует фигурные скобки. Расширение файла — .scss.

    Пример кода:

    &:disabled {
    color: $mdc-button-disabled-ink-color;
    cursor: default;
    pointer-events: none;
    }
    }

    При этом оба диалекта поддерживают не только стандартные CSS-комментарии, но и построчные примечания, отделяемые от кода двойным слэшем //:

    /* это пример обычного CSS-комментария */

    .main-header {
    background-color: $primary_1; // это пример построчного комментария
    }

    Браузеры не понимают код Sass — они распознают и отображают только стили CSS. Для преобразования используется специальное приложение — препроцессор, который переводит конструкции в понятный браузеру формат. В готовый CSS-код не включаются построчные комментарии. В ходе компиляции в CSS передаются только стандартные примечания, отделяемые от кода символами /* */.

    Установка Sass

    Sass написан на языке Ruby и отличается минимальными системными требованиями:

    • не зависит от конкретной программной платформы — пакет можно установить на компьютер с любой операционной системой;
    • код CSS, полученный в результате работы препроцессора, обрабатывается любыми браузерами.

    Для установки с помощью менеджера пакетов NPM достаточно выполнить команду:

    npm install -g sass

    Команда для установки в случае использования менеджера пакетов Homebrew выглядит так:

    brew install sass/sass/sass

    При использовании менеджера Chocolatey в среде Windows нужно выполнить команду:

    choco install sass

    Хороший бесплатный инструмент для работы с Sass — приложение Scout-App, которое работает на Windows, Linux и MacOS.

    Переменные в Sass

    Переменные применяются для хранения данных и значений для повторного использования. Sass поддерживает несколько типов переменных:

    • строки;
    • списки;
    • числовые значения;
    • пустые значения null;
    • цвета;
    • логические (булевы) значения.

    Проиллюстрируем использование переменных на примере. На скриншотах видно, как содержимое файла .scss определяет код CSS и HTML. Используются переменные:

    • myFont — задает шрифт Helvetica;
    • myColor — устанавливает красный цвет;
    • myFontSize — определяет размер шрифта, 18 кегль;
    • myWidth — задает ширину контейнера, 680 пикселей.

    Слева — переменные в файле .scss, справа — представление в браузере.

    Переменные в файле .scss и браузере

    Слева — скомпилированный CSS-код, понятный браузеру.

    Пример скомпилированного кода

    Слева — HTML-код, в котором есть ссылка на скомпилированный файл стиля CSS.

    HTML-код с ссылкой на файл стиля CSS

    Область видимости переменных Sass ограничивается вложенными элементами — это позволяет предотвратить влияние стилей друг на друга. Зададим различные цвета для основного цвета и для заголовка:

    $myColor: red;
    h1 {
    $myColor: green;
    color: $myColor;
    }
    p {
    color: $myColor;
    }

    Может показаться, что переменная $myColor передаст зеленый цвет основному тексту. Однако Sass четко разделяет стили элементов — цвет параграфа будет красным, поскольку стили CSS в результате компиляции выглядят так:

    h1 { color: green;}p { color: red;}

    Область видимости переменных в Sass ограничена вложенными элементами.

    Область видимости переменных в Sass

    Использование !global

    По умолчанию область видимости всех переменных в Sass ограничена, но у разработчика есть возможность переопределения области видимости отдельных переменных — с локальной на глобальную. Это возможно с помощью метода !global. Добавление переключателя !global станет указанием на то, что переменная должна быть видна на всех уровнях.

    Для иллюстрации воспользуемся кодом из предыдущего примера: добавим к переменной $myColor элемента h1 переключатель !global:

    $myColor: red;
    h1 {
    $myColor: green !global;
    color: $myColor;
    }
    p {
    color: $myColor;
    }

    Теперь и заголовок, и текст параграфа имеют один цвет — зеленый, поскольку переменная в CSS-коде стала глобальной:

    h1 {
    color: green;
    }
    p {
    color: green;
    }

    Переключатель !global переопределяет область видимости переменной

    Глобальные переменные нужно определять отдельно от локальных переменных, в файле под названием _globals.scss. Он включается в основной код с помощью функции @include. 

    Поделиться

    Скопировано

    0 комментариев

    Комментарии