EdTech (от англ. Education Technology — технологии образования) — это большая индустрия, объединяющая обучение и IT. Благодаря EdTech-разработкам любое обучение становится удобнее, быстрее и эффективнее.
Всего за последние четыре года сфера образовательных технологий в России выросла втрое — с 35 млрд до 118 млрд рублей. Мировой рынок растет еще активнее: к 2026 году прогнозируют увеличение его объема до 400 млрд долларов.
Об актуальных направлениях, трендах и карьерном пути в EdTech для IT-специалистов рассказывает Антон Фокин — основатель и CEO digital-компании со специализацией на EdTech-продуктах, QTIM.
EdTech — это онлайн-обучение?
Не совсем. Правильнее будет сказать, что EdTech — это любые IT-продукты, которые помогают эффективнее учиться.
К EdTech можно отнести:
- онлайн-школы, онлайн-курсы, вебинары;
- LMS, электронные учебники и другие площадки;
- квизы, презентации, лонгриды и прочий образовательный digital-контент;
- тренажеры и симуляторы на основе VR, AR, AI;
- digital-инструменты для традиционного обучения (электронные дневники, интерактивные доски и т.д.).
EdTech-продукты можно разделить на три основных категории.
Обучение взрослых. Самый популярный продукт здесь — программы для профессионального развития. Сейчас это самый крупный сегмент в российском EdTech. В 2023 году доля дополнительного профессионального образования на рынке составила 35%. Кроме этого, для взрослых делают курсы по изучению языков и программы для саморазвития — как в точных или гуманитарных науках, так и в прикладных, вроде спорта или психологии.
Детское обучение. Самый быстрорастущий сегмент по итогам 2023 года. Здесь основной акцент делают на работу со школьниками: полноценное дистанционное обучение и подготовку к экзаменам. Также есть дошкольные программы, интерактивные технологии для обычных школ, сервисы по подбору репетиторов и дополнительные курсы.
B2B. EdTech-компании в том числе предоставляют решения для школ, университетов и бизнеса. Это могут быть системы мониторинга, помощь в запуске новых онлайн-школ, создание инструментов и площадок для корпоративного обучения и так далее.
Конкуренция в индустрии высокая, поэтому, чтобы поддерживать интерес к своим продуктам, разработчики должны думать об удобстве пользователей и подстраиваться под их потребности. Чем серьезнее EdTech-продукт, тем больше нюансов и мелочей надо продумать.
Главные тренды EdTech в 2024 году
Развитие технологий продолжает постоянно менять сферу образования — как для учеников, так и для преподавателей. Сейчас выделяют пять основных EdTech-трендов.
ИИ для помощи преподавателям
Подготовка к занятиям. Инструменты Gamma, Wepik и Tome помогают за несколько секунд создать уникальную презентацию для урока. Нейросети сами отформатируют и отредактируют текст, а потом подберут графику.
Ассистенты. Боты могут напоминать о важных сроках, а также мотивировать студентов и самостоятельно высылать им материалы.
Контроль вовлеченности. Обычно учителю сложно уследить за всеми учениками, зато алгоритмы легко с этим справляются. Они отслеживают активность и успеваемость учеников на онлайн-занятиях. Аналитический отчет по вовлеченности и успехам высылают студентам и преподавателям, а также сохраняют в системе. На основе данных она корректирует учебный план студента и сокращает риски низкой погруженности в темы.
Для реализации таких технологий разработчики в первую очередь используют генеративный ИИ вроде ChatGPT. Пока что он в основном создает код для получения прикладных решений и сервисов. Однако в перспективе нейросетям можно будет доверить и написание учебных материалов с грамотными методистами. Специалисты будут генерировать промпты, чтобы на выходе получался качественный контент, а также проверять результаты.
Сейчас эксперты делят EdTech-продукты такого рода на два типа: Computer-Based Instruction (CBI) и Intelligent Tutoring System (ITS). CBI — более простой сервис: он использует технологию, при которой человек вводит решение задания, а ИИ генерирует фидбек. Решения на базе ITS позволяют работать как в реальной жизни — шаг за шагом: система задает один вопрос, студент отвечает, за этим идет следующий вопрос, учитывающий информацию от учащегося.
ИИ для студентов и адаптивное обучение
Постепенно в EdTech-платформы приходят алгоритмы на базе ИИ, которые подстраиваются под уровень знаний ученика. Одна из самых известных разработок — платформа Plario от Томского государственного университета. На ней ИИ определяет уровень знаний студента и разрабатывает под него программу с акцентом на проблемных темах.
Обнаруживать слабости студентов на раннем этапе также помогают технологии Educational Data Mining (EDM). В них система на базе ИИ вычисляет, как много времени у студента уходит на выполнение заданий, в какие моменты у него падает мотивация, какой контент вовлекает больше, какие потребности есть у разных групп студентов и так далее. Это позволяет лучше понять их поведение и адаптировать к нему программу.
Экосистемность
Участники рынка EdTech не первый год стремятся обеспечить клиентов всеми необходимыми решениями внутри своих платформ. Крупные онлайн-школы разрабатывают собственные платформы, чтобы ученики могли смотреть лекции и выполнять задания, созваниваться и переписываться в одном месте.
Онлайн-школы поменьше прибегают к готовым LMS, например GetCourse. Это удобный инструмент для быстрого запуска, но в процессе масштабирования могут возникнуть сложности. Компромиссом может стать простая платформа на основе виджетной системы. Виджеты — это компоненты веб-страницы, которые могут отображаться или нет, в зависимости от уровня прав пользователя. На одной и той же странице рядовой пользователь не видит того, что видит преподаватель или куратор.
Геймификация
Игровые механики выходят на пик своей популярности за счет возможности внедрения новейших технологий. Например, 30 тысяч российских школ мотивируют детей лучше учиться с помощью такой системы на платформе «Учи.ру». Среди них — интерактивные карточки, тесты, мини-игры, тренажеры и интеллектуальные соревнования.
Согласно собственному исследованию компании, геймификация помогает студентам и школьникам лучше усваивать материал за счет усиления концентрации внимания и большего вовлечения в учебный процесс.
Также есть технологические решения и для других вариантов геймификации. Например, платформа Xperiencify позволяет создавать курсы с использованием игровых методик для формирования «здоровой зависимости» от обучения: баллов, наград, FOMO и поддержки комьюнити. Такие инструменты повышают досматриваемость курсов в 10–30 раз.
Дополненная и виртуальная реальность
Технологии дополненной и виртуальной реальности помогают предоставить студентам захватывающий интерактивный опыт. Студенты-педиатры в Стэнфордском университете давно практикуют хирургические процедуры на VR-модели человеческого сердца.
Будущие инженеры «чинят» неисправности оборудования без риска для своей и чужих жизней. Пилотов в научно-техническом центре «Ростеха» обучают на тренажерах, воспроизводящих ситуации, которые могут произойти при управлении самолетом.
Сейчас на рынке начинают появляться проекты, которые делают VR-обучение более доступным для широкой аудитории. Например, в проекте Varwin Education школьники могут проводить химические опыты, путешествовать по разным странам и моделировать движение планет.
Кем можно работать в EdTech: подборка для IT-специалистов
Тьютор/ментор
Тьютор лично работает с каждым учеником, изучает его способности и характер, затем разрабатывает под него индивидуальный учебный план и поддерживает на протяжении всего курса.
Сколько можно зарабатывать: от 60 000 рублей.
Кому подойдет: тем, кто может найти общий язык с любым человеком, готов искренне помогать, поддерживать и возвращать мотивацию.
Что нужно уметь:
- находить общий язык с любым человеком;
- ориентироваться в платформах для онлайн-обучения;
- обладать высоким уровнем эмпатии;
- уметь составлять стратегии обучения.
Аналитик
Аналитики настраивают системы для сбора данных. Они отслеживают, как ведут себя пользователи, насколько успешно они справляются с обучением, как часто ошибаются, как быстро двигаются по программе.
Также есть UX-аналитики. Они изучают, насколько пользователям удобно взаимодействовать с продуктом: делать домашние задания, общаться с преподавателями и кураторами, ориентироваться в личном кабинете.
Сколько можно зарабатывать: на старте — от 60 000 рублей. Зарплаты опытных аналитиков могут достигать 200 000 рублей.
Кому подойдет: тем, кто не боится цифр и может найти взаимосвязи и логику в разных данных. Умение общаться тоже пригодится — выводы необходимо доносить до продюсеров, преподавателей и методистов.
Что нужно уметь:
- собирать, обрабатывать и анализировать большие объемы данных;
- желательно разбираться в Python и базах SQL;
- превращать цифры в понятные графики и отчеты;
- разбираться в ключевых метриках EdTech-бизнеса;
- четко доносить свои выводы и предложения до коллег.
UX/UI-дизайнер
Одно из главных требований к EdTech-продуктам — простые и понятные интерфейсы сайтов, приложений и личных кабинетов. За это и отвечают UX/UI-дизайнеры. Они изучают потребности пользователей и на их основе проектируют интерфейсы, ориентированные на учащихся из разных возрастных групп.
Сколько можно зарабатывать: в штате — около 100 000 рублей. На фрилансе — приблизительно 30 000 рублей за проект.
Кому подойдет: тем, кто готов детально разобраться в потребностях пользователей и сделать для них комфортный продукт — и красивый, и функциональный.
Что нужно уметь:
- строить customer journey map;
- понимать, как устроен привлекательный и интуитивно понятный интерфейс;
- работать в Figma, Illustrator и других дизайн-программах;
- проектировать интерфейсы с нуля;
- желательно базово разбираться в HTML и CSS.
VR-разработчик
EdTech-компании все чаще ищут тех, кто сможет спроектировать виртуальную реальность для образовательного проекта. В России внедрение VR-технологий в обучение даже закрепили на государственном уровне — в проекте «Цифровая образовательная среда».
Сколько можно зарабатывать: 150 000–200 000 рублей.
Кому подойдет: тем, кому интересно работать с технологиями и хочется использовать их для создания оригинальных и полезных продуктов.
Что необходимо на старте:
- работать как минимум на одном игровом движке, например Unity или Unreal Engine;
- Базово разбираться в C++ и JavaScript;
- Создавать 3D-модели в Blender, 3Ds Max или Maya;
- Тестировать VR-приложения и исправлять ошибки.
Разработчик образовательных приложений
В EdTech разработчики создают платформы, приложения, трекинговые механизмы и те самые экосистемы, о которых шла речь в самом начале.
Сколько можно получать: от 120 000 рублей и выше.
Кому подойдет: еще одна профессия для технарей, которым хочется решать масштабные задачи и работать в команде с методистами, продюсерами, продактами и дизайнерами.
Что необходимо на старте:
- cоздавать страницы с помощью HTML, CSS и JavaScript;
- знать серверные языки программирования (например, Node.js, Python, PHP, Ruby);
- разбираться в системах контроля версий, таких как Git;
- тестировать страницы и приложения, исправлять ошибки;
- понимать принципы UX/UI, чтобы эффективно взаимодействовать с дизайнерами.
Системный администратор
Этот специалист защищает команду от технических ошибок. Он настраивает сети и системы, устраняет неполадки, проверяет безопасность и надежность программ. Он же может открывать доступы ученикам и автоматизировать рутинные процессы.
Сколько можно зарабатывать: около 120 000 рублей.
Кому подойдет: тем, кто не только любит глубоко разбираться в технологиях и готов делать это с предельной четкостью и аккуратностью.
Что необходимо на старте:
- разбираться в основных операционных системах: Windows, Linux, MacOs;
- понимать, как работают сетевые технологии и оборудование;
- разбираться в онлайн-безопасности и защите данных;
- базово разбираться в базах данных (например, MySQL, PostgreSQL, MS SQL Server);
- мониторить, анализировать и оптимизировать производительность систем.
Тестировщик
Вместе с программистами и дизайнерами тестировщик отвечает за то, чтобы все в продукте было удобно, понятно и правильно работало. Именно он выискивает все ошибки, баги и мелкие несоответствия требованиям, пожеланиям и особенностям клиентов.
Сколько можно зарабатывать: от 120 000 рублей и выше.
Кому подойдет: тем, кто внимателен к деталям и может рассмотреть самые мелкие ошибки, способные испортить опыт пользователя.
Что необходимо на старте:
- знать популярные принципы и методы тестирований (функциональное, регрессионное, пользовательское);
- работать с инструментами для автоматизации тестирования;
- знать основы HTML, CSS, JavaScript;
- создавать тест-кейсы, сценарии тестирования и документацию по нему;
- доступно объяснять свои выводы и предложения, в том числе не-техническим специалистам.
Продакт-менеджер
Задача продакта — сделать так, чтобы компания росла, а образовательные продукты постоянно развивались. Для этого он общается с пользователями, предлагает идеи и гипотезы, проводит исследования, следит за ключевыми показателями и разрабатывает новые решения.
Сколько можно зарабатывать: от 130 000 рублей и выше.
Кому подойдет: тем, кто способен аналитически мыслить, строить долгосрочные стратегии и готов постоянно общаться с большой командой.
Что необходимо на старте:
- понимать, как устроен жизненный цикл продукта и что требуется на каждом из этапов
- разрабатывать и поддерживать дорожные карты продукта
- исследовать рынок и анализировать конкурентов
- разбираться в пользовательском опыте и интерфейсах
- пользоваться Google Analytics, Tableau или другими аналитическими инструментами.
Что такое EdTech: коротко
EdTech — огромная сфера, которая охватывает много сегментов и генерирует продукты для разных возрастов, целей и бюджетов. Индустрия стремительно растет и всегда открыта к новым инструментам, методикам и технологиям. А также — предлагает карьерные возможности для IT-специалистов.
Здесь нужны и программисты, и дизайнеры, и управленцы, и разработчики игровых механик, и маркетологи, и специалисты по видео. Можно прийти в индустрию с профессиональным бэкграундом из другой сферы или рискнуть, пройти обучение и войти в EdTech с нуля.