SaaS (Software as a Service — ПО как услуга) — одна из моделей продажи и распространения программного обеспечения, в которой поставщик ПО разрабатывает и разворачивает его на своих серверах, предоставляя пользователям доступ к нему как к готовому веб-сервису. При этом пользователь получает в свое распоряжение полный функционал приложения, не заботясь о его установке и обслуживании, что позволяет сэкономить деньги и время, направив ресурсы на решение рабочих задач.
Что такое модель SaaS?
Классические способы распространения программного обеспечения — поставка на физическом носителе (диске или флеш-карте) или размещение на сайте ссылки для скачивания файла-установщика. В любом случае, они подразумевают, что пользователь сам устанавливает программу, выбирает ее конфигурацию, осуществляет настройку, обновление и т. д. Это отнимает у него время, требует наличия определенных навыков обращения с ПО, которые могут быть не нужны ему по основной профессиональной или повседневной деятельности.
Модель Software as a Service заключается в том, что большую часть этих обязанностей разработчик и/или поставщик ПО берет на себя. SaaS основана на следующих принципах.
- Централизованное хранение и обработка данных. Сами SaaS-приложения и файлы, с которыми они работают, находятся на удаленных серверах поставщика ПО. Он же осуществляет управление ими. Благодаря этому пользователи имеют доступ к данным и могут работать с программами по интернету без привязки к конкретному устройству и месту.
- Удаленный доступ. Клиенты пользуются приложениями и данными с помощью любого устройства (ПК, ноутбука, планшета, смартфона) — главное, чтобы оно имело доступ в Сеть. Они могут использовать приложения непосредственно в браузере, без установки специального программного обеспечения. Многие SaaS-системы даже не требуют установки клиентских программ и работают через браузер.
- Техподдержка со стороны поставщика. В этой модели сам провайдер выполняет обслуживание и обновление ПО, причем максимально прозрачно для клиента. Он стабильно выпускает актуальные версии программ, находит и устраняет ошибки, обеспечивает безопасное хранение и использование информации пользователей. Это позволяет клиентам сосредоточиться на выполнении своих прямых профессиональных обязанностей.
- Многопользовательский доступ. Несколько пользователей одного и того же продукта имеют возможность работать вместе. Это улучшает обмен данными между ними, упрощает коммуникацию и, в конечном итоге, повышает эффективность работы.
Сам термин SaaS появился в начале 2000-х годов, однако компании, поставлявшие таким образом услуги пользователям, появились значительно раньше — еще в середине 90-х годов прошлого века. Предтечей этой модели можно назвать аренду больших и дорогих компьютеров корпоративными клиентами в 50-60-е годы, когда производители оборудования или крупные коммуникационные компании давали доступ к своим вычислительным мощностям за определенную плату. В то же время такой подход нельзя назвать прямым аналогом SaaS, потому что одним из основных принципов последней является предоставление доступа к ПО удаленно с помощью телекоммуникационных сетей.
Техническая реализация SaaS
Для предоставления услуг по модели SaaS необходима соответствующая инфраструктура.
- Со стороны поставщика услуг она включает сервер, на котором устанавливается и развертывается программное обеспечение. С учетом бизнес-модели SaaS это должно быть мощное оборудование, способное обрабатывать большое количество одновременно поступающих пользовательских запросов.
- Со стороны пользователя необходимая инфраструктура включает терминал доступа, роль которого играет любой гаджет, имеющий доступ к Сети, — персональный компьютер, ноутбук, планшет, телефон или специализированное устройство. Для непосредственной работы с приложением на устройстве пользователя должен быть установлен веб-браузер или специализированная программа-клиент.
Соответственно, для связи между пользователем и поставщиком услуги используется интернет-подключение. Оно должно быть стабильным, иметь высокую пропускную способность и степень безопасности, чтобы обеспечить надежный, эффективный и защищенный обмен данными.
Кому подходит SaaS-модель
Пользоваться SaaS-решениями могут как организации, так и частные пользователи. Наиболее выгодна данная модель для следующих клиентов:
- малого и среднего бизнеса. Для небольших предприятий, начинающих предпринимателей и стартапов с ограниченным бюджетом SaaS — оптимальный вариант, позволяющий избежать больших расходов на IT-инфраструктуру. При этом они получают доступ к инструментам профессионального уровня;
- компаний с удаленными сотрудниками. Для организаций с удаленно работающим персоналом SaaS является основным способом, обеспечивающим совместную работу над проектом. С помощью ее пользователи получают доступ к программному обеспечению и файлам, в какой бы точке мира они не находились. Благодаря этому команда работает более гибко и эффективно;
- образовательных учреждений. Клиентам из сферы образования SaaS-модель предоставляет учебные материалы и программы для студентов и преподавателей, системы удаленного обучения и управления курсами. Они делают процесс обучения и получения знаний более простым и доступным;
- крупного бизнеса. Для больших корпораций SaaS — инструмент, позволяющий оптимизировать бизнес-процессы и повышать эффективность работы. Гибкие и масштабируемые SaaS-платформы легко адаптируются к специфике конкретной компании и интегрируются с уже имеющимся программным обеспечением и приложениями;
- простых пользователей. SaaS-модель выгодна и обычным людям — например, тем, кто часто играет в компьютерные игры. Особенно это касается пользователей, не располагающих мощным «железом», но желающих поиграть в тайтлы с высокими требованиями к ресурсам. Для них существуют специальные сервисы, предоставляющие удаленный доступ к высокопроизводительным серверам, на которых установлены игры. Помимо этого, обычные пользователи часто пользуются организованными по модели SaaS почтовыми сервисами, облачными хранилищами данных и т.д.
Типы SaaS
Сегодня применяются SaaS-технологии нескольких типов, каждый из которых адаптирован под конкретные сферы бизнеса и их специфику.
Взаимодействие с клиентами (CRM). SaaS-сервисы данного типа позволяют оптимизировать продажи, управлять договорами, отслеживать клиентские истории и проводить маркетинговый анализ.
Управление ресурсами предприятия (ERP). Это комплексные решения для контроля над материальными активами предприятия. Они позволяют вести учет ресурсов, контролировать финансовые потоки, поставки и производство, а также управлять персоналом на единой платформе. ERP обеспечивают компаниям эффективную координацию различных сторон своей деятельности, делают бизнес-процессы более эффективными и повышают продуктивность.
Управление проектами. Такие SaaS-решения обеспечивают планирование, контроль и совместную работу над проектами. Они делают более оптимальным распределение ресурсов, помогают фиксировать прогресс и координировать команду.
Управление человеческими ресурсами (HRM). Данные решения направлены на автоматизацию контроля над персоналом предприятия, в том числе над наймом сотрудников, их обучением, оценкой эффективности работы, управлением рабочими временем и выплатами заработной платы.
Бизнес-аналитика. Аналитические SaaS-платформы обеспечивают компаниям комплексный анализ и корректную интерпретацию информации, полученной из разных каналов. Они включают инструменты для визуализации данных, формирования отчетов и выработки управленческих решений.
Управление коммуникациями. Данные SaaS-решения ориентированы на эффективное взаимодействие с клиентами посредством различных каналов — в частности, телефонии, email, соцсетей, мессенджеров, внутрисайтовых чатов и т.д.
Преимущества модели SaaS
Гибкость. У пользователей SaaS-решений есть возможность без проблем адаптировать приложения к специфике своего бизнеса. Например, они могут увеличить или сократить число подписок, количество функций ПО в зависимости от того, как меняются потребности предприятия в реальном времени. Это позволяет тонко настраивать программные инструменты и экономить ограниченные ресурсы.
Низкие начальные расходы. Классическая модель распространения программного обеспечения подразумевает, что пользователь тратит много денег на приобретение самого приложения и на его дальнейшее обновление и обслуживание. SaaS-решения не требуют значительных капиталовложений на начальном этапе, так как на них не нужно покупать лицензии и обновления. Пользователь имеет возможность сразу начать пользоваться приложением после оформления подписки, что сокращает начальные расходы и ускоряет внедрение инструмента в рабочий процесс.
Обновления и техподдержка. Пользователь SaaS, оформивший подписку, сразу получает доступ к актуальным версиям ПО. Это делает использование приложения более безопасным и надежным, при этом клиенту не придется самому тратить время и силы на обновления и поддержку — эти задачи лежат на поставщике услуги.
Удобное и доступное использование. Модель SaaS обеспечивает клиентам доступ к программному обеспечению и файлам через интернет с любого стационарного или мобильного устройства. Это делает работу удобной, ей можно заниматься независимо от времени и места пребывания.
Недостатки технологии SaaS
Зависимость от поставщика услуг. Так как SaaS-решения работают на серверных мощностях провайдера, пользователи полностью зависят от него. Если у поставщика возникли технические трудности или он вовсе прекратил поставку услуги, это грозит простоями в работе, потерей ценной информации.
Ограничения настроек. У клиентов SaaS могут возникнуть проблемы с настройкой сервисов под специфику своей работы, так как провайдер ориентирует свой продукт и инфраструктуру на максимально широкий круг пользователей. Потенциально это грозит низкой эффективностью использования решений для выполнения конкретных узкоспециализированных задач.
Проблемы с информационной безопасностью. Так как данные пользователей хранятся на удаленных серверах, всегда есть риск получения к ним доступа третьими лицами. Информационной безопасностью своих услуг управляет сам провайдер, но в некоторых ситуациях пользователи SaaS также должны уделить внимание шифрованию и резервному копированию, что означает лишние затраты времени, трудовых и финансовых ресурсов.
Зависимость от качества интернет-подключения. Работа с инструментами SaaS невозможна без стабильного и широкополосного интернет-канала. Если у пользователя возникают проблемы с подключением или оно полностью отсутствует, доступ к самому приложению и файлам становится затруднительным.
Таким образом, модель SaaS сегодня является одной из наиболее популярных форм распространения программного обеспечения. Она широко используется крупным, средним и мелким бизнесом, индивидуальными предпринимателями, специалистами-фрилансерами и простыми пользователями как более гибкая, масштабируемая и доступная альтернатива традиционной покупке лицензированного ПО. В то же время особенности, свойственные этой модели, делают ее неэффективной в случаях, когда отсутствует соответствующая сетевая инфраструктура.
0 комментариев