Баннер мобильный (1) Пройти тест

Scrum

Глоссарий

25 июля 2023

Поделиться

Скопировано

Содержание

    Scrum — методика организации совместного рабочего процесса, в основе которой — поэтапная разработка и совершенствование продукта небольшой командой специалистов различного профиля.

    Scrum изобрели программисты Джефф Сазерленд и Кен Швабер. Они смотрели, как работают американские военные и спецназ и пришли к выводу, что залог успеха — качественная командная работа. Сам термин пришел из регби и переводится с английского как «схватка». Сначала подход использовался среди разработчиков, а затем получил распространение в других сферах бизнеса.

    Scrum относится к семейству гибких Agile-методик. Часто эти два понятия используются как синонимы, но это некорректно. Scrum — это частный пример Agile-подхода. Он представляет собой конкретную производственную методику, в то время как Agile является скорее философией или набором ценностей.

    Особенности Scrum — командный подход и нестандартное распределение обязанностей в коллективе. В процесс вовлечены как сотрудники компании, так и бизнес-заказчики.

    Зачем нужна методология Scrum

    Подход отличается гибкостью и позволяет экспериментировать, поэтому эффективен, когда нужно быстро разработать новый продукт. Особенно если отсутствует итоговое видение результата или слишком часто меняются условия на рынке. Scrum помогает постепенно идти к цели и на протяжении всего пути контролировать эффективность проделанной работы. 

    Процесс работы Scrum-команды

    Основная цель подхода — дать заказчику желаемый продукт вовремя и с минимально возможными затратами. Ее помогает достичь соблюдение следующих этапов работы.

    Разработка бэклога продукта

    Владелец разрабатывает концепцию продукта с учетом ситуации на рынке, потребностей пользователей. На основании этого составляется перечень требований к проекту, которые распределяются по приоритетности. Готовый бэклог — это техническое задание для команды.

    Сбор команды

    Scrum-команда — единое целое. В проекте участвует небольшая группа специалистов разного профиля (6–10 человек). Они работают на общий результат и стремятся к одной цели. В общем виде Scrum-команда включает:

    • Владельца продукта. Это сам заказчик или его представитель. Он консультирует разработчиков, транслирует новые требования компании к продукту и следит за тем, чтобы работа шла в верном направлении. Владелец продукта должен уметь организовать эффективную связь между заказчиком, командой разработчиков и пользователями, понимать требования бизнеса и рынка, ставить понятные задачи.
    • Scrum-мастера. Обычно это специально нанятый сотрудник, ведущий команду к достижению цели. Его задача — не управление разработчиками, а наблюдение за соблюдением принципов Scrum в рабочем процессе. Он не давит, не берет всю работу на себя и не распределяет обязанности, а направляет команду и решает проблемы, тормозящие рабочий процесс.
    • Разработчиков. Это люди с различной специализацией и наборами навыков. Команда формируется отдельно под каждый проект и ведет его от начала до конца. Важно подобрать членов команды так, чтобы они органично дополняли друг друга. При этом в группе не должно быть явного лидера, а рабочий процесс должен строиться на равноправии.

    Планирование коротких циклов (спринтов)

    Спринт — период, в течение которого команда создает и совершенствует отдельную часть продукта, чтобы быть готовым к изменениям условий и исключить глобальную доработку.

    Каждый спринт начинается с планирования. Вся команда, включая владельца продукта, Scrum-мастера и разработчиков, изучает бэклог продукта. На его основе составляются задачи, которые необходимо выполнить в пределах одного цикла. Так формируется бэклог конкретного спринта.

    После этого команда проводит оценку предстоящей работы, подбирает продолжительность цикла (около двух недель).

    Возможны три исхода:

    • Команда не успевает вовремя — клиент перераспределяет сроки так, чтобы поставленная цель была достигнута.
    • Команда успевает вовремя — заказчик одобряет результат, и разработчики переходят к следующему спринту.
    • Команда успевает с опережением — разработчики выполняют в оставшееся время спринта дополнительные задачи.

    Соблюдение сроков спринта организует рабочий процесс, задает ритм и помогает разработчикам распределять время. Цикл считается завершенным, если команда смогла создать в установленное время продукт, удовлетворяющий клиента и готовый к использованию.

    Scrum-процесс
    Принципиальная схема Scrum-методики

    Scrum-митинг, или стендап

    Ежедневно вся команда собирается не более чем на 15 минут. Цель встречи — услышать от каждого участника ответ на три вопроса:

    1. Что я сделал с прошлой встречи?
    2. Что я буду делать сегодня?
    3. Что мешает выполнению задачи?

    На основании этих микроотчетов Scrum-мастер старается понять, так ли идет рабочий процесс и как можно помочь команде преодолеть препятствия.

    Scrum-доска

    Команда использует физические либо программные доски, пространство которых разделяется на части, отражающие стадии работы над продуктом. Их количество может варьировать, но обязательно включает в себя три составляющих (слева направо):

    • запланированные задачи;
    • задачи в активной работе;
    • выполненные задачи.

    Доска — это визуальное отображение рабочего процесса на разных стадиях. С ее помощью каждый член команды может контролировать свою работу и следить за проектом.

    Scrum-доска
    Схема Scrum-доски

    Подведение итогов спринта

    Оценка гибкости процесса и тестирование продукта проводятся после каждого спринта. Если проверка показывает несоответствие полученного результата желаемому, команда может быстро скорректировать стратегию разработки или пересмотреть бэклог.

    Обзор результатов работы над проектом

    В конце цикла вся команда, включая владельца продукта и Scrum-мастера, собирается для демонстрации результатов работы за отчетный период. Каждый разработчик показывает завершенные задачи из бэклога. Остальные оценивают его результаты, а после этого вся команда демонстрирует общий итог в виде работающего продукта.

    Владелец принимает решение, выпускать его или нет. Кроме того, проводится ретроспектива рабочего процесса за прошедший период. Участники команды делятся наблюдениями, проблемами, с которыми столкнулись, оценивают уровень взаимоотношений с другими членами, используемые инструменты.

    Принципы работы Scrum-команды

    Во время работы по методике Scrum должны соблюдаться основополагающие принципы:

    • Постоянное совершенствование. Продукт улучшается благодаря самосовершенствованию всей команды.
    • Автономность. Каждый участник несет ответственность за свою часть работы и за общий результат.
    • Кроссфункциональность. Наличие в команде людей с разными навыками делает ее самодостаточной.

    Чем Scrum отличается от Kanban

    Метод управления проектами Kanban тоже входит в семейство Agile. Но Scrum — структурированный подход с заданными этапами создания продукта, а Kanban — сбалансированный, основная цель которого — обеспечить всех членов команды одинаковым количеством работы.

    В Scrum предусмотрены организованные периоды работы с задачами на период. В Kanban новые задачи могут появляться в любой день. Scrum-команды работают в течение заданного отрезка времени, а в Kanban задачи поступают непрерывно.

    Преимущества

    • Команда работает небольшими этапами, на каждом из которых определяются цели и способы их достижения, что повышает скорость работы.
    • Команда одновременно работает над разными задачами проекта и быстрее достигает желаемой цели.
    • Большие задачи дробятся на мелкие, поэтому удобно вносить корректировки в процессе работы.
    • Благодаря быстрой реакции на изменения и устранения ошибок минимизируются финансовые риски.
    • Каждый член команды знает, за что отвечает.
    • Открытый обмен информацией делает работу максимально прозрачной.
    • Ежедневная видимость достижений поддерживает высокий уровень мотивации.

    Недостатки

    • Scrum не подходит для слишком больших и сложных проектов, так как могут возникнуть проблемы с координацией команд.
    • Необходим высокий уровень доверия в команде.
    • После продолжительного периода работы падает динамика производительности, команду нужно перестраивать или разрушать.
    • Заказчик должен постоянно общаться с командой и давать обратную связь. 

    Поделиться

    Скопировано

    1 комментарий

    Комментарии
    • Юлия

      Спасибо огромное за доступный для понимания текст. Моей признательность нет границ